Онтология – наука познания окружающего бытия, одно из важнейших направлений человеческого стремления к развитию, его неуемного желания разгадать все тайны мироздания. С того самого дня, когда далекий предок начертал первый неуверенный рисунок на стене своей холодной пещеры, пытаясь понять кто он, до современного потомка, пытающегося разогнать частицы в большом адроном коллайдере, в попытке узнать, как родилась Вселенная. 

Между ними долгий путь развития, сумма накопленных знаний, но в одном они равны, в желании знать, что есть жизнь, какое предназначение у человека в нем, понять смысл существования окружающего мира.

Среди прочих необъятных вопросов, нашего не имеющего точных ответов мира, особняком стоит вопрос существования «души», фундаментального понятия не только для его религиозной идентичности, но открывающее главный принцип существования жизни как таковой. Невидимая глазу, но ощущаемая разумом духовная составляющая всякого человека. 

Сколько звезд навеки погасло в ночном небе с тех пор, как первый раз слетел вопрос о «душе» с человеческих уст, первый вопрос о ее существовании, принципа работы и необходимости для жизнедеятельности разумного существа. Ломались тысячи копий, исписаны тысячи километров бумаги, но разгадки этого удивительного феномена жизни как не было, так и нет.

Религия не нуждается в доказательствах, для нее понятие души вещь фундаментальная, вшитая в саму основу человеческого естества, неотделимая и постоянная. Религия признает за душой, искру, вложенную в человека его Создателем. Именно душа рождает жизнь в материи, придает движение атомарным частицам, собранным в генетически верном порядке. Вынести за скобки человеческой формулы понятие души, и останется кусок мертвой материи, всего лишь набор частиц, под микроскопом почти не отличимых от камня или дерева. Для религии нет необходимости доказательства души, но существует необходимость ее познания, для верного понимания и исполнения заветов Всевышнего.

Наука держится в другом ключе, для нее понятие души – это, прежде всего стремление объяснить правила существование жизни во вселенной. Наука оставляет за собой право сомневаться в присутствии незримого духовного начала человека, объясняя жизнь набором правильно расположенных информационных геномов, их умением воспроизводить материю и оживлять ее импульсами электрического поля. Она не отрицает существования души, но требует для ввода этого понятия привести точные доказательства, полученные опытным путем. Отсюда и вечное противостояние двух человеческих мировоззренческих основ, одна из которых требует доказательств, другая лишь веры. 

бессмертием

Но возможно ли примирение двух лагерей в вопросе существования или отсутствия в человеке помимо материальной составляющей некой духовной сущности, соединяющей его с иным недоступным, по крайней мере для науки сегодня, миром, и что еще сложнее с Создателем всего сущего? 

Наука в вечном поиске ответов на фундаментальные вопросы, ее стремление к познанию, расширения границ возможного ежедневно увеличивает сумму накопленных человечеством знаний. Возможности человеческого разума уже не только познают, но созидают окружающий мир. В том числе ведутся работы по более точному пониманию строения человека как материи и возможности устранения недостатков и усиления функциональности. 

С точки зрения науки человек – это биологическая машина, и как всякая машина она может быть скопирована, модернизирована или заменена. Большинство религиозных догм мировых религий признают за человеком божественное провидение, создавшего его именно в таком виде, и отрицательно относятся к попыткам изменения его природы, трактуют это как недоверие и оскорбление Бога. 

Для науки изменение биологического строения человека, всего лишь вопрос времени и суммы знаний, уже сегодня существует широкие возможности для работы не только на уровне материи, но и на уровне информации. Расшифровка генетического шифра, лежащего в самой основе человеческой материи, позволит проводить практически любое изменение в его природе. Сегодня возможности модернизации уже поражают воображение, существуют научные направления способные заменить почти все «части» человека, последний и самый сложный из которых это мозг, основа осознания индивидом собственного «я». 

Человеческое тело превратилось в набор биологических протезов, каждый из которых может быть заменен на искусственный образец. Конечности, внутренние органы, даже сложная нервная система, медицина как наука подошла к порогу невероятных открытий и возможностей, главное из которых – бессмертие. Преодоление самой естественной из человеческих реалий, необходимость прерывания на определенном этапе возможности функционирования человеческого тела. 

Смерть как постулат сопровождает всякое живое существо, с точки зрения религии лишь Создатель наделен подобным истинным бессмертием, ибо не рождался никогда и существовал всегда. Но наука бросает вызов считавшимся необоримым закону необоримой смерти рожденного, созданного существа. Возможность бессмертия изменит саму основу общественного мировоззрение, понятия жизни, в том числе и тайну души. Наука считает, что овладение подобной технологией, а для науки бессмертие это всего лишь достижение прогресса, произведет коренную революцию в понимании всего сущего, позволит человечеству вступить на более высокий уровень существования.

Но возможно ли овладение подобной технологии, большинство ответит нет, невозможно. Но большинство в исторической ретроспективе всегда было неправо, сама человеческая история — это доказательство превалирования догм меньшинства над сомнением большинства. Над идеями братьями Райт тоже смеялись, живи они чуть раньше, их сожгли бы на костре, за одно оскорбительное для веры современников предположение возможности полета. Но сегодня среднестатистический человек, тот самый, кто бросал бы дрова в огонь изобретателей летающей повозки, живи он на несколько сот лет раньше, не удивляется сидя в удобном кресле на высоте нескольких тысяч метров. 

бессмертием

Бессмертие, как научное достижение рано или поздно получит технологическую возможность реализации. Человеческий гений не отступит от решения этой задачи, и найдет путь к ее свершению. И мир изменится, мутирует так быстро, что люди однажды проснувшись вдруг удивленно заметят, что за ночь они словно перенеслись в другое измерение. Так стремительно произойдут изменения, физическое бессмертие и духовное перерождение. 

Проведем мысленный эксперимент, и постараемся заглянуть за ширму будущего, увидеть, как возможно будет выглядеть бессмертный мир, и главное, как он будет ощущаться современниками. Останется ли в таком мире духовность, вера в Божественное? В сравнение с человеком «сегодня», человек «завтра» будет считаться человеком? Как изменится функция создания новой жизни, не станет ли этом поводом полного отказа от ее создания, в пользу постоянства текущей жизни?   

Первый вопрос найти ответ почти невозможно, ведь даже сегодня, ответ лежит в плоскости бездоказательной веры, можно лишь привести неточные доводы в пользу отмены необходимости религиозной составляющей, а вместе с ней и понятия морали. Для бессмертного же существа не будет стоять вообще вопроса наказания, а значит и необходимости использования подобного мировоззренческого понятия.

Второй вопрос, это вопрос физической идентичности, привязки понятия «человечность» к биологическому набору индивида. Если биологическое тело полностью заменит тело искусственное, механическое, а сознание просто запишут как информацию на носитель и перенесут в суперкомпьютер на замену мозга, будет ли это «существо» человеком? С точки зрения современности вряд ли, к нему непременно применят понятие «андроид», искусственно созданное подобие человека, но не человек как таковой.

Это лежит в фундаментальной особенности понимания «живое-неживое» в человеческом мировоззрении, устойчивости неразделимости понятия человек и его биологической природы. Но уже сегодня многие переносят операции по замене конечностей на механические протезы, в том числе внутренних органов. Человек с искусственной ногой продолжает идентифицироваться окружающими как человек, и даже с двумя искусственными ногами.  А если заменить еще и руки, спинной мозг и несколько внутренних органов, он все так же будет считаться человеком? Где проходит та грань, перейдя которую, идентификация существа «человек» более невозможна, и «он» или «она» превратятся в «оно»? Почему возможность протеза руки не изменяет природу человека, а замена всех частей тела изменит? 

Это также один из краеугольных вопросов, на которые человечеству придется ответить уже в ближайшем будущем. Найти ответ на философский вопрос, что такое человек. И снова неизбежен главный вопрос для принятия окончательного решения, вопрос человеческой души. Если перенести сознание из «биологического» в «механическое» произойдет ли также переход души, а если нет, что с ней станет, или действительно это просто обман сознания, просто попытка раннего человечество объяснить принципы существования разумной жизни. 

бессмертием

Но если принять существование души как данность, и принять возможность ее трансплантации в искусственное тело, то технологическая цепь возможности бессмертной жизни выполняется в полном объеме. Соответственно попытаться понять, каким будет следующий день после столь глубокой революции человеческого общества, не представляется возможным. От расселения во всех глубинах космоса и попытки познать оставшиеся тайны вселенной, до овладения массами суицидальных инстинктов, вследствие конфликта сознания и тела, миллионы лет, привыкших существовать в кратком временном отрезке, а также распадом морали и философии, лишенных необходимости активной жизнедеятельности. 

Есть еще одна любопытная теория, несмотря на отсутствие доказательной базы, но в этой статье автор излагает все-таки не научный, а философский взгляд на проблематику, а значит имеет право не небольшую вольность. Для него основная проблема достижения бессмертия стоит не в отсутствии технологической возможности ее осуществления, не в сфере сознания и не в сфере философского обоснования. Все это лишь временные преграды, которые будет неизбежно преодолены. Дело снова в познании понятия «души». Если ввести в формулу бессмертия необходимый элемент «душа», то именно она и станет самой неустойчивой частью конструкции. 

В мире будущего можно будет установить тотальную управляемость материей и даже сознанием, но невозможно будет проделать то же самое с душой, как только это понятие вводится как необходимый элемент переноса, человечество столкнется с проблемой управления из-за невозможности ее точечного познания. Душа принадлежит Богу, она снисходит от него, и к нему в конечном итоге возвращается. Даже если допустить возможность переноса ее в искусственную оболочку, невозможность ее контроля приведет к невозможности ее удержания и поддержания в надлежащем виде, вследствие, если она будет затребована Создателем обратно. 

Для облегчения понимания этого процесса, автор вынужден ввести новое понятие «одряхления души». Добившись бессмертия для тела, вся человеческая наука не сможет дать ответ, лежащий в иной фундаментальной парадигме, иной измерительной плоскости. Сдержав старение тела, и даже сознания, сдержать старение души, оно не сможет. Душа, созданная Господом, вне всякого сомнения, пройдет отмеренный им отрезок существования, и рано или поздно будет востребована назад. Проявившись быть может во внезапной апатии бессмертного существа, в непроизвольном стремлении закончить земную юдоль. Запертая в теснине бессмертной материи, она в стремлении выбраться неизбежно разрушит даже самую идеальную конструкцию. 

Это, с точки зрения автора, неизбежность, которую нельзя будет исправить силами науки ни через какое-либо время. Душа есть альфа и омега человеческой судьбы, ее начало и ее конец, даже решив сложные технологические вопросы материального мира, невозможно будет овладеть силами, которые навсегда останутся вне грани понимания. Биологическое и механическое бессмертие скорее всего приведет лишь к длительному удлинению жизни, но не сможет привести к истинному бессмертию, которое навсегда останется уделом лишь Бога, лежащего за гранью не только физических, но и духовных границ, по сути именно он и являет собой эти границы.