Игр на зомби тематику за последние годы расплодилось великое множество. Начиная от простеньких аркад до хардкорных симуляторов выживания. «State of Decay» - это зомби-проект который сумел пробиться в условиях высокой конкуренции к нежному мозгу игроков и насладить вкусом подкорки. Зависнуть в игре можно плотно и надолго. Она берет идеальным балансом и отточенным геймплеем. Не имея твердого сюжета ей тем не менее удается держать в постоянном напряжении, случайные события и побочные задания требуют сложных решений, иногда напрямую влияющих на ход игры.
«State of Decay» предпочитает не водить игрока по привычным и заезженным дорогам обучение-первая легкая миссия-увеличение сложности. Игра сразу бросает человека в борьбу за выживание. Умереть здесь можно просто пытаясь понять, почему герой здесь оказался, и что черт возьми стоит делать? Главный герой Маркус Кэмпбелл с другом Эдом Джонсом приехал порыбачить на озеро, как внезапно были атакованы странными людьми с разлагающейся плотью, выехать из долины невозможно, дорога перекрыта военными открывающими огонь без предупреждения. Такая вот нехитрая завязка, открывающей первую главу сложной и извилистой дороги к спасению.
Играть одним героем не только необязательно, но и невозможно, герои устают и их приходится менять, одни спят, другие бегают. К тому же от смерти не никто не застрахован, погибли играя за Маркуса? Можете выбрать другого и продолжить, смерть – это страшно, но не критично. Игра продолжается до последнего игрока…
Оружие ломается еще чаще, пару ударов палкой или трубой, и в руке остался лишь никчемный обломок. То же самое с огнестрельным оружием, стволы быстро приходят в негодность, придется найти хорошего технаря и оборудовать ему уголок «умелые ручки» или находится в вечном поиске средств самообороны. То же самое с автомобилями в игре, число их ограничено, а площади для путешествий большие и полны опасности, экономия и своевременный четырехколесных друзей должны быть в приоритете у рачительного игрока.
Зомби здесь роятся целыми толпами, победить их в прямом столкновении практически невозможно, на каждого павшего прибежит десяток других. Уровень шума здесь основной критерий выживания, бегать в полный рост, стрелять без глушителя или устраивать взрывы, значит навлечь на свою голову неприятности. Очень помогают вышки и горы, с них можно отметить на карте важные для любого расхитителя точки, магазины и склады. Сердце каждый раз радостно екает, когда на экране появляется отметка «Оружейный магазин», начинаешь размышлять, какой интересный ствол там попадется, ибо оружия в игре превеликое множество.
Основа выживания в State of Decay помимо скрытности, это способность построить слаженную коммуну. И в такие моменты она начинает напоминать знаменитые «The Sims», люди странные существа, вчера окруженные зомби они молили лишь о спасении, сегодня в безопасности за стенами коммуны они хотят вкусно есть и мягко спать. Кроме того, каждый спасенный человек, уникальная личность, обладающая ограниченными способностями.
Хорошо, если попадется бывший стрелок, или тяжелоатлет, но чаще бывает, что перед нами обычны испуганны офисный клерк, неспособный пару раз махнуть арматурой и пугающийся от звука выстрела. Но выбирать не приходится, человеческий материал придется укрепить духом и телом, лишь сплоченный и дружный коллектив способен выжить в стремительно разрушающемся мире. Придется постоянно следить, чтобы коммуне было что есть, где спать, чем сражаться и лечится, и конечно сохранять дружеские отношения между людьми.
Зомби-апокалипсис ссорам не помеха, а чувство опасности может подорвать душевное равновесие чахлого продавца видеопроката. Разложение коллектива недопустимо, придется время от времени брать бузотера «на дело» и устраивать ему психологическую разгрузку. В особо неизлечимых ситуациях можно выгнать скандалиста из коммуны, на поживу вечно голодным зомби или расквитаться с ним лично. Жестоко, но такова извечная роль руководителя, жертвовать малым ради большого. Подобный выбор необходимо делать и в случаях вспышки эпидемии, придется решать, что гуманнее – выкинуть человека в опасность за стеной или оборвать линию его судьбы собственноручно.
Благо поредевшие ряды можно пополнить за счет новых поселенцев, временами они связываются по радио и просят оказать помощь. С другой стороны, для их спасения, кому-то тоже придется рисковать жизнью. И снова придется делать нелегкий выбор. Да, и спасенный новоприбывший зачастую вовсе не стоит цены успевшего накопить опыт ветерана коммуны.
Сидеть сложа руки в «State of Decay» не принято, здесь каждому найдется работа, предстоит обшарить близлежащие дома, магазины и склады в поисках боеприпасов, запасов продовольствия и медикаментов, стройматериалов. Кто-то должен искать, кто-то таскать на базу, кто-то охранять, и так каждый день. Игра не заканчивается даже если выйти из нее, события продолжают происходить, и зайдя в игру через пару часов или дней вы найдете ее изменившейся. Один из героев потерялся, другой заболел, а третий находится в полном психологическом раздрае.
Но и это еще не все, мир игры тоже развивается. База вчера была безопасным кораблем благополучия с отлаженной командой профессионалов, а сегодня превратилась в подверженный всем стихиям плот с кучкой напуганных людей. Противники матереют на глазах, возникают «очаги заражения», зомби мутируют, превращаясь в более опасного, быстрого и сильного противника. Если справится с примитивным одиночным зомби не составляет большого труда, то справится с «ордой» уже практически невозможно, а могучий «Толстяк» способен в одиночку уничтожить всю коммуну. Придется брать не силой, но смекалкой, например, таранить въедливого мертвеца на машине, пару ударов об капот способны уравнять шансы. Истребить противника полностью невозможно, на стороне зомби читерский «респаун».
Лихорадочно пытаемся спасти положение, найти выход, быть может построить еще вышку для стрелков? Или будет лучше потратить ресурсы на высокий забор? А может плюнуть на все и постараться найти более удобное место для базы, или возвести пару дальних аванпостов? State of Decay не предоставит ни легких путей для выживания, ни сжалится, не подыграет игроку.
Проблемы выживание в игре будут только множится, строительство базы, распределение ограниченных ресурсов, подготовка людей, налаживание отношений с соседями, битвы с нескончаемыми ордами зомби, и конечно основной сюжетный путь, найти возможность улизнуть из закрытой долины.
Здесь каждый шаг зависит не только от игрока, но и от случайных событий. Нельзя предугадать и подготовится, игрока ждут как радость побед, так и горечь поражений, предстоит находить и терять друзей. В этой тысяче мелочей и рождается подлинный интерес к игре, State of Decay может похвастаться как рекордным количеством багов, так и талантом удерживать к себе внимание игрока на долгие-долгие часы.
Заглянув в полный опасности мир «State of Decay», вы не заметите как вас затянет в омут интересных, полных лишений и потерь приключений. И в этом ее несомненная заслуга.