Слышишь бой барабанов? Скрежет металла? Нет, это не концерт Scorpions, это очередная серия Total War, победно шествует по планете. Возвращаются те, с кого все началось давным-давно, страшно сказать, в 2000 году. Век Самураев, век гордости крепко повязанной со смертью, век яростных многолетних войн, век, когда японский меч – катана был окружен божественными атрибутами, а человеческая жизнь ценилась меньше рисовой похлебки.

Сначала как водится про стратегический режим. Все как обычно на глобальной карте решаем насущные для любой стратегической игры вопросы, с кем пряник дружбы съесть, а кому демократическим путем сменить существующий политический строй. Разбираемся с наукой теперь ставшей уже полноценным компонентом игры. Все «научные открытия» тут поделены на военные и экономические, то есть надо решить, что важно на текущий момент, получить новые виды рисовых полей или обзавестись новым видом кавалерии.

«скорее всего, это баг, Япония 16 века голодает, всегда, чтобы вы не сделали, какие бы научные открытия не делали, и постройки не возводили, страна восходящего солнца все равно голодает...»

Национальный характер Японцев, для которых честь не просто пять букв из алфавита, и который с любовью воспроизвели разработчики, также накладывает свой неизгладимый отпечаток, тут нельзя заключать союз на день, а потом расторгнуть его и грабить вчерашних друзей, а потом снова безнаказанно снова подружится с ними. Есть понятие как честь Даймё, то есть честь главы клана, бесчестные действия отрицательно скажутся на этой самой чести, и даже лучшие друзья станут коситься на клятвопреступника, а вчерашние враги сегодня объединятся, чтобы втоптать вас в грязь рисового поля. Детей тоже можно и нужно использовать для закрепления долгосрочных дружеских отношений, можно женить сына или отдать замуж дочь за перспективного и нужного союзника.

На дворе 16 век, а потому огнестрельное оружие начало проникать даже в столь отдаленную и закрытую страну, как Япония. Забудьте о Томе Крузе, бегающего с мечом оставив свой винчестер ржаветь в близлежайшей луже, не возьмете ружье в руки вы, возьмут против вас, а как говорил мистер Кольт пуля промеж глаз в нашем мире, самый лучший аргумент. Огнестрельное оружие здесь неудобное, громоздкое и непривычное для мозолистых рук японских ассигару привыкших к удобному древку пики, но КПД у него при грамотных действиях выше на голову. 

«для справки - обучить крестьян владению аркебузой оказалось гораздо легче, чем грамотному обращению с луком, всего-то несколько месяцев, сущий пустяк по сравнению с годами необходимыми для оттачивания мастерства лучника, чем местные даймё не будь дураками и воспользовались, и как показала история, не проиграли. Но до сих пор в японской традиции искусство владения луком Кюдо ценится  даже выше искусства меча  - кэндзюцу»

На глобальной карте все той же, как и прежде лоскутной, теперь еще больше похорошевшей, двигаем войска, лучше, также осталась способность набора войск без захода в города, в чистом поле. Заступать на чужую территорию без предварительного договора с хозяином чревато войной. Оставлять войска на зиму на чужой территории повлечет за собой резкий падеж личного состава, от холода и голода, и такие неприятности, как дезертирство и упадок морали. 

На море орудуют средневековые японские корабли, быть может, сначала они вам покажутся смешными и неудобными, но реальность была такова, что японский флот 16 века был ничуть не хуже аналогичного европейского (они здесь, кстати, тоже присутствуют!). Ветер отныне не важен, корабли на веслах, плывем куда хотим, расстреливаем издалека противника подплываем вплотную и берем на абордаж, все просто и эффективно. 

Кланов теперь девять, против пятнадцати наций Empire TW маловато, но это если честно пошло игре на пользу, нет больше клонов, отличающихся друг от друга разве что иконками в меню, да куцей предысторией, каждый клан здесь неповторим. Кто-то делает упор на конницу, как например знаменитый «красный» клан Такэда, а кто-то как семья Уесуги на набожность и поддержку монастырей, монахи на поле битвы с максимальным уровнем морали, это круто поверьте. Есть и неиграбельные кланы, но они теперь не мальчики для бития как раньше, могут и больно укусить, им вполне по силам, совладать с любым кланом из основного состава. Разнообразия в войсках тоже поубавилось, упор сделан не на разнообразие отрядов, а на индивидуальную тактику и фирменные возможности имеющихся. 

Кроме собственно войск, на поле присутствуют также вспомогательные персонажи, а именно монахи – сеют ваше слово во вражеских городах и воисках, а также могут при раскачанном умении и некоей доли удачи обращать других персонажей; аналог местной милиции, упс… полиции «мэцуке» - занимаются отловом радикальных элементов в подконтрольных территориях; и конечно самое вкусное, ниндзя – войн тени, бесшумный убийца, что являют миру лишь блеск холодных глаз в разрезе черной маски, при должной раскачке этот юнит способен менять политическую ситуацию в стране одним элегантным росчерком острого клинка. 

«99% сегодняшнего образа ниндзя, человека в черном облачении и маске есть не что иное как продукт неуемной фантазии Голливуда, на самом деле ниндзя ходили, замаскировавшись в крестьян и слуг, так легче было подобраться к объекту и исполнить заказ, нужно быть безумцем, чтобы бегать в спецодежде обвешавшись оружием как ходячая лавка, куда легче было подкупить слуг в замке и подсыпать яду в еду или одежду, чем шнырять по замку ночью с мечом наперевес, потому не верьте»

Для победы нужно совершить несколько ставших уже привычными для игр серии действий, захватить n-ое количество провинций по вкусу, а также для каждой фракции захватить и удержать именно свои ключевые области, и конечно центральная цель для всех - захват и удержание в течении одного года столицы страны Киото, проделав это вы получите титул сегуна, десятую часть от налогов империи, и особый боевой корабль, а честь вашей семьи раздуется до невероятных размеров.

Вот ощетинились копейным строем яри, осыпают стрелами лучники и, распаляясь от боевого клича, потрясая копьями, летит в атаку конница – добро пожаловать в тактический режим, игру в игре, со своими законами и  правилами. 

В бой сразу залететь не получится, сражению предшествует размещение войск на ограниченном участке карты, также можно выбрать уже готовую заготовку боевого порядка, восточная изысканность проявилась и здесь, «лежащий дракон» или же «война тигра» звучат таинственно и красиво, а можно разместить по собственному вкусу.

Ландшафты, как и модели войск, по сравнению с оригинальной игрой совершили космический рывок вперед, вместо спрайтовых деревьев и двухмерных фигурок здесь полноценный трехмерный мир, деревья качаются под ветром, модели солдат не менее хороши, блестят доспехи, сверкают острые катаны, сосредоточенные лица и по японски отрывистые приказы, все в наличии, умельцы из Creative Assembly придерживаются олимпийского девиза, быстрее, выше сильнее, ну что же Аве им! Битва также хороша как высокобюджетный голливудский блокбастер, лучники и аркебузеры осыпают противника градом стрел и пуль, затем сталкивается пехота, вот упал вражеский стяг и над полем пронесся крик смертельно раненного командира, полки дрогнули и побежали, вперед кавалерия, коли, топчи!!! Воздействие, которое оказывает японский командующий на поле битвы на солдат не сравнить с европейским театром войны, он буквально сосредоточие битвы, потеряли его считайте проиграли битву, но будучи в трезвом уме и здравой памяти он чрезвычайно полезен, он дает неплохой бонус для всех видов войск, а также может остановить и перегруппировать тех, кто в панике отступает. 

«самурай – он же служивый человек, аналог европейского дворянина, военная и административная каста в средневековой Японии, прослойка между крестьянством и князьями-даймё»

Вот осады замков претерпели значительные изменения, японские крепости сильно отличаются от западных твердынь, выстроенные на земляных насыпях они представляют собой несколько уровней террас окруженных стенами. Осады как таковой для постройки осадных машин не предусмотрено, атаковать можно с ходу, хотя никто и не мешает пару ходов промурыжить противника осадой, что чревато правда подходом вражеских подкреплений. В уничтожении гарнизона полностью тоже нет необходимости, главное захватить центральное здание, аналог европейского донжона.  

Теперь про музыкальное сопровождение, сказать про музыку особенно нечего, она как всегда совершенна, тут британцы проколов ни допускали, ни разу, избаловали, не ждем уже ничего другого.   

Вот собственно и все, еще один гений в семействе тотал варовых, игра отточенная и безумно красивая. 

Играем, и с некоторой долей нетерпения ждем нашествия монголов, прошлый раз они пришли, вдруг и на этот раз повезет. И да прибудет с вами дух самурая, дух, отточенный в горниле почти 600 лет сражений пронизанных чувством долга и чести.