Проходят времена, пролетают столетия, океаны становятся пустынями, а горы исчезают в морских пучинах, люди созидают города и низвергают их в прах, и лишь слово, вырванное из уст и наложенное на бумагу, становится почти бессмертным, оно живет, пробиваясь сквозь толщу времени.
Ирония, но книги о бессмертных древних Богах пережили самих Богов. Мало кто сознает, беря в руки книгу, что это процесс не просто чтения, не банального приема информации, но мистическое таинство, окно в давно ушедший мир, единственный существующий прототип машины времени.
Индийские трактаты Махабхарата и Рамаяна, одни из древнейших текстов, дошедших до нас, им более 7-8 тыс. лет, даже старички пирамиды, младенцы рядом с этими седобородыми трудами. Но написанное слово, сегодня, медленно, но неотвратимо, потеряло свое сакральное значение. Наш современный мир - это среда хаотичного движения, сжатая автомобилями, сверхбыстрыми поездами и реактивными самолетами из необъятной планеты до размеров спичечного коробка.
Ежедневно сквозь магистрали человеческого мозга – синапсы, проходят петабайты информации из окружающего мира, глобальная сеть отныне владеет и умами, и сердцами, и кошельками обывателей, она решает, что он будет читать, что смотреть и о чем будет думать. Книга еще недавно была одним из главных устоев мироздания, вокруг которого отчасти было построено и надстроено общество, как некий основополагающий символ цивилизации и человеческой эволюции, в конкуренции с этим всемогущим пауком сильно "сдала" свои позиции. Это, конечно, несколько утрированное мнение, ибо касается в большинстве своем лишь бумажной книги... Книги, обретшие современную цифровую плоть, нашли новую, пусть мутировавшую, но все же жизнь в сетях мировой паутины.
Бешеное развитие технологии и удешевление процесса производства книг привело к крайне низкому качеству оных. Сегодня книги пишут все, от домохозяек до рок-звезд, в большинстве своем беспорядочный шлак, выудить в этом море нечто уникальное и гениальное поистине сизифов труд. Подобно тому, как старатель, напрягая зрение, в тоннах породы выискивает едва мерцающий блеск золотого песка, так ныне и ценитель слова вынужден копаться в необъятной груде текстового хлама, силясь отыскать достойное сочинение.
Зайдя в любой книжный магазин, в реальном мире или в сети, вы будете встречены громкими названиями и цветастыми рекламными проспектами, расхваливающими те или иные книги, но то данайцы, дары приносящие,но за громкими эпитетами «Бестселлер» или «Хит» скрывается в лучшем случае третьесортная книжонка, воспетая волхвами рекламы до уровня эталона. Ведь мода это не стремление к совершенству, а стремление к усреднению и опошлению, массовый читатель не желает совершенства - оно ему противно, оно желает упрощенный продукт, и массовая культура, а вместе с ней в нашем случае и массовая литература угодливо такой продукт предоставляет.
А действительно достойные книги остаются за бортом человеческого внимания, сиротливо притаившись на самых дальних и пыльных полках магазинов и сайтов,если вообще судьба соблаговолит им быть принятыми критиками и редакторами к рассмотрению. Судьба «Бестселлеров» не намного завиднее, они редко переживают рождение следующей книги, окруженные вчера блеском и славой, сегодня они становятся бессмысленной макулатурой, годной разве что быть украшением на книжной полке.
Повезло лишь классике, книги,рожденные во времена, когда к печатному слову относились с почтением, и занявшие незыблемые места в литературных кругах, они и поныне успешнее «зеленых» конкурентов. Обернутые в дорогие переплеты, они занимают выгодные «точки» в магазинах и коллекциях, отрывки из них неизменно попадают в детские учебники, и хотя бы в таком искалеченном виде, быть может, будоражат юные умы. Хождение среди интеллигенции неоспоримого факта, что образованность и интеллектуальность ходят рука об руку с классической литературой, вынуждает читать ее хотя бы из страха быть публично осмеянным. Да и социальные сети сегодня наполнены цитатами из классики, зачастую вырванными из контекста ущерб смыслу,но в угоду красоте и звучности.
Особого внимания заслуживает учебная литература. Вот уж кто не потерял и даже увеличил свою популярность. Информация правит миром, говорят сегодня на планете Земля, но информация информации рознь. Если развлекательная, историческая и философская литература в большинстве своем потеряла, то образовательная в большинстве своем приобрела. Современный потребитель, стремящийся к обогащению, понимает, что это ключ к этому знанию, и потребляет любые книги, помогающие в этом помочь, слуги масс-литературы готовы услужить – учебники для чайников, прекрасный тому пример, не хватает только учебника для чайников, как читать учебник для чайников, думается, это был бы очередной громкий «Бестселлер».
Увы, учебники эти, в большинстве своем, абсолютный брак, качественного прогресса в развитии с их помощью вряд ли удастся достичь. Но с другой стороны, по сравнению с сегодняшней частью массовой развлекательной литературы, с её крайне ограниченной моралью, такие учебники смотрятся просто как шедевры и, конечно, много полезнее. Все действительно познается в сравнении, ведь движение на миллиметр вверх лучше, чем неуправляемое падение вниз.
Вектор движения современности вынуждает критически оценивать его цивилизационное развитие. Отношение к книжному слову, его упрощение, перевод человеческого мышления на «клиповые» рельсы, отказ от видения всей картины в угоду разглядывания мелких деталей, позволяет говорить в целом о цивилизационном упадке общества, его деградации.
Мы ветхая цивилизация, постылая сама себе, страдающая тяжелой формой антропофагии, отвергающая гениев, героев и пророков, но преклоняющаяся перед ничтожностью. Время босых пастухов, хвастающих меж собой красотой своих одежд... Великие книги и литература- символы еще некоторое время назад определяющие развитие и движение человечества, сегодня превратились в символы ускользающего времени, подобно наскальным рисункам, они шепчут о временах, людях и событиях, до которых сегодняшнему человеку нет дела. Он потерялся, заблудился в мареве времени, забыв прошлое, он не видит будущего и вынужден кругами ходить по лабиринту настоящего.