Самой крупной рыбой в реке становится та, что не клюет на приманку…

Работы Тима Бертона, как рыба фугу, подходить к ним надо имея в запасе определённый опыт, иначе отравление и на всю жизнь насторожённое отношение. А зря, ведь этот режиссер заслуживает самого пристального внимания, но готов делится с тайнами лишь взгляду тонкого ценителя, готовому не просто смотреть, но чувствовать жизнь бегущего рулона пленки.  

Фильм «Крупная рыба» весомый проект в копилку мастера, сам Спилберг хотел заняться его кино реализацией, но звезды легли таким образом, что она досталась Бертону, и он не упустил возможность показать, что камера его призвание. Картина получилась в высшей степени интересной, здесь нет сухих диалогов, здесь нет картонных героев, это мир прописан столь точно, что примерь мы его к нашему материальному плану, он пришлось бы в пору, изнаночный, зеркальный мир, который показывает, что бывает, когда люди творят сказки своими руками. 

рыба

Собрав для работы над картиной целую плеяду выдающихся актеров, Бертон смог в каждом разглядеть ту струну, которая сможет прозвучать в тональность его истории. Здесь даже молчаливость иных персонажей, звучит громче чем иное раздолье диалогов менее талантливых картин. Декорации, в которые обернута картина под стать самой истории, мифические города, великаны с квартирными проблемы, ведьмы со стеклянными глазами и добрыми сердцами, поля цветов и поля войны, фантомы прошлого и чаяния будущего.  

Герой картины, это смесь барона Мюнхгаузена и Сирано Де Бержерака, и отчасти напоминает Фореста Гампа, персонажи чей внутренний мир неизбежно формирует мир внешний. Словно луч света он двигается хаотическим движением среди мрачного мира, заставляя наполнится светом всякое существо, оказавшееся поблизости. Истории его полны выдумки, но он не лжец, он всего лишь пересказывает то каким видит этот мир, и разве его несчастье, коли большинство видят уродство там, где он видит красоту.    

рыба

«Крупная рыба» - это не совсем сказка, и не совсем быль, и не совсем миф, здесь всего понемногу, ровно столько чтобы соблюсти тот важный баланс в картине, который и отличает подлинное искусство от дешевой пусть и дорогой подделки. Бертон влюблен в эту картину, он заставляет любить ее всех, от актеров до зрителя. Не требуя, чтобы зритель делал умозаключения, он, тем не менее, заставляет его построить уйму предположений. 

Он выводит из холодных покрытых паутиной запасников Голливуда идеи, успевшие зарасти тленом «забытости и ненужности» - героизм, жертвенность и настоящую дружбу. Герой фильма похож на персонажа бабушкиных сказок, он всегда идет дорогой правды, даже если придется идти без обуви по каменистой тропе полной опасности. Герой максимален, он дружит без самозванства, любит беззаветно, и безгранично добр, ко всем, даже к тем, кто порой этого не заслуживает.  

рыба

Трактуя простым, немного ребячливым, сказочным языком, режиссер рисует перед нами историю на первый взгляд обычного трудяги-коммивояжёра, человека, погруженного в нереализованные мечты, которые теперь в старости трансформировались в истории он невероятных приключениях. Этим историям нельзя верить, ведь такое не бывает, но вслед за героями фильма зритель начинает незримо проникаться верой, фигура героя приобретает все больше таинственности, а слова наполненности и реализма.

Нельзя уверенно утверждать, что рассказ героя правдив, но нельзя доказать и обратного, только он сам, творец своей истории смог бы ответить, что здесь правда, а что быль, но он намерено оставляет этим мысли на долю зрителя, заставляя снова и снова перебирать каждое события в поисках ответа, где граница реальности и мифа.

рыба

Вы верите сказкам, вопрошает режиссер, почему вы предали свое невинное детство, ради чего? Ради игры на бирже, постройки дома, покупки машины, раздражающей работы, отпуска без отдыха. Что превратило человека-ребенка, сотканного из надежд и мечтаний, в вечно угрюмого и недовольного человека-взрослого полного цинизма и черствости. Фильм шепчет на ухо уставшему от житейских проблем обывателю, заботы и трудности — это неизбежная часть жизни, но это не есть сама жизнь.

Крупная рыба, это прежде всего сам человек, то чем он может стать, то чем он мечтает стать. И порой для этого нужно лишь горсточка наивности да капелька мечтательности. Крупная рыба, бьется в тесноте человеческого тела, жаждет обрести свободу и познать радость стихии, познать жизнь не сквозь призму серой тональности обыденности, но сквозь цветные очки сказки и мечтаний.

рыба

Сказки нашего детства никуда не уходят, они терпеливо с надеждой ждут того момента, когда человек смахнет с них пыль, и хоть бы на миг ощутит красоту своего бытия. 

Не скатываясь в тряпичную голливудскую бывальщину «Крупная рыба» соткана из роя неуловимых и прекрасных узоров, которые мазок за мазком рисует ее автор перед взором своего зрителя. В целом малоподвижная в начале картина, неуловимо завлекает в сети одурманивающего мира, экран внезапно превращается в тропинку через загадочный лес, пройдя который можно попасть в город Мираж, из которого как известно не уходят...