Сериалы на медицинскую тематику частые гости на телевидении, и более того подобный жанр почти всегда пробивается в первые строчки популярности. В ранг величайших телевизионных проектов попали такие сериалы как «Скорая помощь» и «Доктор Хаус», ненамного отстают «Анатомия страсти» и «Клиника». Казалось бы, о чем еще можно было бы рассказать, все болезни внимательно исследовали и пролечили предшественники, и новый сериал «Больница Никербокер» обречен стать калькой и вторичностью. 

Если бы не одно но… Имя человека занявшего кресло режиссера – Стивен Содерберг, один из грандов Голливуда, человек, удивительно легко работающий над  дорогими блокбастерами и независимым кино. Профессионал высокого уровня, способный работать и над коротким, и над длинным метром, без боязни пробующий новые инструменты в искусстве.   

Немного времени назад Содерберг уже отличился полнометражным фильмом на медицинскую тематику. Его картина «Заражение» была неоднозначно принята как зрителем, так и критиками, большинство ее попросту не поняли, она показалась им чрезмерно затянутой, излишне тяжелой для кинокадра картиной. Причина тому, отказ Содерберга рассказывать историю  о людях и сосредоточение на истории о событиях, что и привело к клейму «мрачного фильма не о чем». 

никербокер

И вот Содерберг вновь снимает про медицину, и даже не фильм – сериал. «Больница Никербокер» – это десять часовых насыщенных эпизодов в сезон. Немалое поле для работы, тем более для мастера с «особым» взглядом на искусство. Содерберг не мог снять просто кино для часового вечернего развлечения, он снял целый цельный, полный внутренних переживаний мир. 

Идея сериала весьма оригинальна, легко выделяется среди конкурентов. Вместо того чтобы снять еще один сериал про работу больницы или врачей, он отматывает время назад, и представляет изумленному зрителю эпоху становления современной медицины. И это простое перенесение время действия, смешавшись с оригинальной манерой режиссуры, дает отличный результат, от сериала невозможно оторваться. 

Тысяча девятисотый год, Нью-Йорк, время повальной эмиграции в молодое американское государство. В город ежедневно пребывают десятки кораблей из Европы, на берег сходят люди мечтающие заполучить обещанную новой землей американскую мечту. Город задыхается от людей, беднота, теснящаяся в многоквартирных домах без окон и условий, по дюжине человек на комнату, богачи, перебирающиеся в новые районы где «почище». 

никербокер

Нью-Йорк стремительно растет, меняется на глазах, хорошие районы превращаются в гетто, так происходит и с больницей «Никербокер». Еще вчера ее палаты заполняли респектабельные больные с деньгами, сегодня район обнищал, кто мог себе позволить, уехали в другую часть города, и в коридорах больницы все больше можно видеть бедноту. Больница медленно приходит в запустение, приходится ужимать расходы. Еще недавно являясь одним из ведущих медицинских центров не только города, но и страны, Никербокер начинает отдавать преимущество другим, более успешным клиникам.

Но несмотря на трудности больница все еще жива, в ее стенах трудятся лучшие хирурги города, ее руководство ставит задачу вернуть былое великолепие и славу. Содербергу удалось воссоздать в сериале дух того времени, эпоху новых открытий смешанную с тяжестью человеческого быта. От иных кадров берет оторопь, для нас, живущих в современности, привыкших к гигиене и чистоте, видеть условия жизни и лечения больных сто лет назад невыносимое испытание. Жить в те времена после просмотра «Никербокер» не захочется никому. 

Всего сто лет прошло, но какие разительные отличия, сегодня операции проводят в стерильных условиях, в перчатках с применением всех видов обеззараживающих средств. Но тогда их проводили в обычной аудитории заполненных врачами, наблюдающих за процессом, человек был, прежде всего, опытом и лишь после этого пациентом. Обеззараживание здесь – просто вымытые руки, никаких перчаток нет и в помине, инструменты примитивны, скальпель, эфирная анестезия, ручной отсос крови, иголка с нитками и марля, вот в принципе и все.

никербокер

Большинство больных умирает, не выдержав тяжести операции, еще часть умирает позже, не выдержав тяжести постоперационного периода, те счастливчики что выжили и благополучно вышли из больницы скорее захотят застрелиться, чем снова оказаться в этих стенах. Мрачное время для пациентов, но благословенное для медицины, время ежедневных открытий, новых правил и возможностей, новых инструментов и технологий. Врачи не лечат, но творят саму историю в стенах больниц, пробуют, ошибаются, убивают, лечат, сражаются с духом времени и побеждают его. 

Буквально на глазах зрителя рождается новая медицина, профессиональная, отринувшая мифологию, сосредоточенная на науке. Новый мир и новые возможности проникают в больничные стены со светом эклектического освещения, сменяющего собой привычное газовое, как и оно когда то сменило огонь горящих свечей. 

И снова, можно было бы обвинить Содерберга в пренебрежении историей людей в пользу историй событий, но это не так. Весь этот необычный мир начала двадцатого века показан сквозь призму человеческих судеб, их радостей и невзгод, побед и поражений, удач и разочарований. Большое внимание уделено проблемам межрасового и межкультурного общения, Нью-Йорк в одночасье превратившийся в неоднородную смесь из сотен народов и культур учится сосуществовать вместе. 

никербокер

Отлично показаны все грани расизма по отношению к черному населению, вековая взаимная неприязнь, сталкивающая выдающихся личностей в стенах «Никербокер» под воздействием стремления к открытиям трансформируется из вражды в сотрудничество, транслируется простая истина, – какая разница каков цвет кожи человека, если за ней сокрыты таланты и знания. 

Больница «Никербокер» имеет свою неповторимую атмосферу, каждая серия смотрится на одном дыхании.  Живость, с которой показаны операции, извилистые судьбы людей живущих в эпоху великих перемен. Больница, в стенах которой творится история медицины, живет боль и спасение, талант и лицемерие. Опытная и твердая рука Содерберга смешивает в единый коктейль множество потрясающих зрителя деталей. Обнажает человеческие страсти, возводит пьедестал человеческому стремлению к познанию.