Тима Бертона любят как простые зрители, так и маститые критики. Он умеет снимать кино, которое нравится практически всем, удачливо лавируя между Сциллой жанровой атмосферности и Харибдой технического качества. Каждая его картина, зачастую вызывая жаркие споры, тем не менее умеет увлечь за собой зрителя в удивительные макабрические миры, обильно сдобренные черным юмором. Бертон снимает для взрослых, Бертон снимает для детей, но вряд ли найдется тот, кто сможет провести в фильмах этого режиссера четкую жанровую границу. 

Он может не по-детски пугать в «детском кино» и подавать до неприличия ребячливые сюжеты в кино для «взрослых». Но вместе с тем «магия кино», которая неизбежно окутывает каждую новую картину мастера не позволяет в полной мере разбирать структурные частности, оставляя за зрителями и критиками лишь возможность, пройтись пару часов по одним из самых необычных киномиров, крепко схватившись за режиссерскую руку, ведь потеряться там проще простого.

«Дом странных детей Мисс Перегрин» один из лучших образчиков творческой инфернальности Бертона, дух самой книги, ставшей для него источником вдохновения почти по шаблону, буквально отвечает его мировоззренческой позиции. Позиционируя картину как «детское кино» Бертон отказывается следовать жанровым установкам, предпочитая выламывать в сознании зрителя аксиоматичные клишированные образы.

перегрин

Здесь, ему в помощь приходит блистательная Ева Грин, чей образ, кажется, может создать уникальную атмосферу «пограничного» волшебства даже на скучной лекции по политэкономии Маркса. Даже несмотря на то, что ее роль несколько второстепенна, ей все же удается одним своим присутствием скроить полотно картины в единое и неделимое действо. К ее актерской игре давно уже нет претензий у самых взыскательных критиков, и остается лишь восторгаться очередной гранью таланта этой блистательной актрисы, способной в каждой новой картине являть образы столь цельные, что не верить в происходящее на экране уже невозможно.   

Стоит отметить и игру успевшего при жизни стать легендой – Самюэла Л. Джексона, профессионализм которого давно перешагнул рамки актерского мастерства. Как и в случае с Евой Грин его присутствие в картине по умолчанию добавляет пуд харизмы и тонну качества проекту. Человек сыгравший бесчисленный сонм разнообразных персонажей и здесь воплощает лишь качество присущее настоящему гению – умение полностью «врасти» в героя на экране.   

Создавая на экране яркую почти благостную картину сказочного мира, режиссер умудряется раскидать то тут, то там - шкафы «со скелетами», в прямом и переносном смысле. Стоит только подойти «удобному времени» как очередной шкаф распахивается, выпуская в мир картины почти «лавкрафтовскую» тягучую атмосферу, погружая зрителя в кататонический шок. 

перегрин 

Переворачивая сюжет с ног на голову несколько раз, Бертон умудряется делать это с истинно британской обстоятельностью, ведь не считая пары моментов активной событийности, картина отличается неспешностью повествования. Длинная экспозиция, длинные диалоги, для современного зрителя, кажется, здесь все слишком медленно. Но в этом и проявляется талант великого режиссера, он умудряется удерживать внимание своего нерадивого зрителя, зараженного клиповым мышлением, жаждущего лишь бесконечного «экшена».

Слагаемые успеха «Дома странных детей Мисс Перегрин» – умение рассказать даже медленную историю правильно расставляя триггеры сюжетных поворотов, вновь и вновь заставляя рассеянное зрительское внимание возвращаться к происходящему на экране. 

Парадоксально, но в этом противоречии вырисовывается одна из слабейших мест картины. Фильм крайне неудобен для кинозала, не покидает чувство, что гораздо интереснее было бы посмотреть его либо в одиночестве, либо в уютной дружеской компании, дома на диване. Он не располагает быть рассказанным в галдящей толпе под хруст попкорна. Это почти личная история, не стремящаяся развлечь привычным способом – умножая хорошую историю на количество происходящих событий. Он выбивается из образа стандартного кинозального «блокбастера» в стиле посмотреть и забыть, скорее тяготея к «авторскому жанру». 

перегрин

«Дом странных детей Мисс Перегрин» картина, чрезмерно насыщенная образами и содержанием, за художественными полутонами тяжело разглядеть истинный контекст истории. Фильм Бертона - это очередная сложная история – завуалированно рассказанная фриком для фриков, о том, сколь сложно жить на свете всем «тем», кто не похож на «этих». Кино вынужденное в век глобализации натянуть на себя одеяние - «развлекательное кино для массового зрителя», оставляя для «своих» незримо видные хлебные крошки. 

Здесь протагонистами выступают «странные дети» а по сути те, кого нормальный мир называет «уродцами», вынужденными прятаться в глухих уголках планеты, и даже больше – заворачивая свою жизнь во «временные петли», этакие «дни сурка», прячась в этом вечно ретранслирующем внутри самого себя мире.     

Антагонистами им естественно служит некое зло, стремящееся разорить их маленькие мирки, разбить ту хрупкую скорлупку за которыми прячутся «странные» люди. Но если откинуть маски, то в качестве антигероев обнаружится не абстрактное зло, но само человеческое общество, не готовое терпеть рядом с собой «чуждое» или «анормальное», а потому готовое разрушать и разорять.

перегрин

Зубастая, опасная и безжалостная «пустота» — это аллюзия на погрязшую в серости и неспособности к изменениям – общество, отвергающее все что, лежит в «пограничье». Именно с ним вынуждены принимать бой не на жизнь, а на смерть герои картины, бежать вечно не получится, окружающая действительность сумеет ворваться в любой даже очень глубокий сон. 

«Дом странных детей Мисс Перегрин» - это история о терпимости к отверженным, тем кто выпадает за рамки. Желание показать, что даже в уродливости есть, если не вечно искомая красота, но по крайней мере стремление к жизни, что желание «странных» к одиночеству продиктовано не их личностным выбором, но неизбежной отчужденностью, страхом и недоверием общества вокруг них. История о том сколь легко разрушить даже самый идеальный мир, но как трудно иногда найти несколько слов утешения, и протянуть руку помощи тем, кому судьбой оказалось предопределено родится непохожими на других.  

7.4Итог7Сюжет7.5Актерская игра7.5Съемка7.5Зрелищность