Экранизировать книги – задача нелегкая. Экранизировать легендарные книги – задача титаническая. А «Дюна» Френка Герберта – труд эпохальный, повлиявший на весь жанр космооперы, суть «Властелин колец» и «Песнь льда и пламени» из мира фантастики. Труд этот редко не превращается в сизифов, ибо за каждой великий книгой обыкновенно стоит огромная толпа преданных фанатов. Режиссер, взявши этот камень дотащить до вершины, то бишь кино дотащить до кинотеатра – внезапно осознает, что движется по очень тонкому льду, чуть что карьера и он сам пойдут ко дну. Зрители вместо того, чтобы вытащить бедолагу - будут бить его, пытающегося уцепится за край ледяной корки, палками по рукам. Поэтому режиссеры вынуждены маневрировать между меркантильными требованиями студиями, в конце концов именно они дают деньги, своими собственными творческими порывами «авторского» видения, и армией поклонников оригинальной книги, готовых распнуть за любое отхождение от свой непререкаемой догмы. 

Дени Вильнев фигура в мире современного кино уникальная, талантливый визионер буквально за пару работ сумевший пробиться на самую вершину кинематографического олимпа. Его «Убийца», «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049» вернули нам надежду, что в Голливуде еще есть «нерастраченные» кадры, готовые создавать глубокое и качественное кино. И когда такой режиссер объявляет, что будет снимать «Дюну» ты поневоле трижды в танце проходишь по комнате и жадно потираешь потные ладошки в предвкушении. Ну что может пойти не так, если соединить легендарную книгу и возможно лучшего режиссера современности в одном блюде и обильно посыпать сверху большим бюджетом? В общем-то ничего, все пошло именно так как все и ожидали. Отличный режиссер Вильнев отлично экранизировал отличную же книгу «Дюна». Бюджет отбит, и даже больше. Срочно снимать продолжение. Если бы не одно маленькое, но…

дюна

Пока ты сидишь в кинотеатре, забыв забросить в открытый рот очередную горсть попкорна… ибо творящаяся на экране магия полностью завладела твоим вниманием – фильм прекрасен. Более того это волшебство не отпускает тебя еще пару часов после просмотра. Мастерство режиссера запутывает твою логику, отключает мышление – ты словно муравьишка объевшийся «сока» ломехузы. Но за эйфорией приходят вопросы и тогда великолепный фильм «Дюна» открывается с совершенно другой, не очень приглядной стороны.

Кадры решают все, говаривал усатый любитель табака. Актеры фильма играют столь неровно, что местами персонажи буквально «вываливаются из сцен». В такие моменты хочется вскочить и бросить в киноэкран знаменитое «Не верю!» Станиславского, жаль не живой театр и помидоров тухлых нет. Спасает визионерское искусство Вильнева. Едва мозг цепляется на шероховатости сценария, как под аккомпанемент музыки Ханса Циммера, и в соло-режиме способной усмирить взбунтовавшийся зрительский разум, режиссер подвозит еще завораживающе красивых сцен – зрачки расширены, дыхание размеренное – контроль восстановлен. Но от провала с актерским составом все равно не уйти, главный из которых – Тимоти Шаламе, в роли Пола Атрейдиса. 

дюна

Взять тщедушного, андрогинного сложения мальчишку на роль Мессии способного повести за собой Фрименов и всю Империю, вот уж действительно современный взгляд на вековые принципы управления массами. Дело не в том, что Пол Атрейдис не может быть сухощавым и худым, в книге ему пятнадцать лет, да и там он не описан богатырским-богатырем. Но сын одного из могущественных правителей: в мире, где личная военная доблесть и боевые умения играют огромную роль – не должен выглядеть как рахитичная макаронина с печальным личиком. Шаламе хорошо бы играть томных вампиров на потеху пятнадцатилетним школьницам, вроде «Сумерек». Но сын герцога и полководца, с детства обучавшийся боевым искусствам, управлению массами – так выглядеть не может. Пружинистая походка, военная выправка с развитым мышечным корсетом, командный голос – должны были в нем выпрессовывать с детства. Увы, все это в Тимоти Шаламе не найти, весь фильм он будет уныло двигаться с согбенной (видимо от предчувствия будущей великой ответственности) спиной и взглядом кастрированного кокер-спаниеля.   

Роль матери Пола, наложницы герцога Джессики – сестры ордена Бене Гессерит отведена прекрасной и таланливой Ребекке Фергюсон. Подходит ли она эту роль? Пускай бы и с натяжкой – да. Но непонятно совершенно, зачем режиссер заставляет изображать актрису свой персонаж постоянно рефлексирующей истеричкой. Едва ли ни половину своего экранного времени Джессика «Дюны» по Вильневу утирает слезы, пытается унять дрожащие от страха руки и демонстрирует больше классическую «даму в беде» нежели генетически отобранную веками строгой евгеники жрицу самого могущественного религиозно-политического ордена Вселенной.

дюна

Всем прочим персонажам фильм уделяет катастрофически мало времени, разве что роль Льет-Кайнз доставшаяся чернокожей актрисе Шэрон Дункан-Брюстер раскрывается лучше остальных, впрочем, особо запоминающимися ни роль, ни актрису не назвать. И напротив, получив куда меньше времени, куда как больше запомнился вождь фрименов Стилгар, в исполнении талантливого Хавьера Бардема. Неплохо отработал гонорар еще один крепкий голливудский актер – Стеллан Скарсгард, отлично воплотив на экране омерзительного барона Владимира Харконена. За время экспозиции мы познакомимся практически со всеми основными персонажами – герцогом Лето Атрейдисом, оружейным мастерами Гурни Халеком и Дунканом Айдахо, ментатом Суфиром Хаватом, преподобной матерью Бене Гессерит – Гайей Еленой Мохийям, но все эти персонажи забудутся, «как затеряются слезы под дождем» из другой знаменитой кинофраншизы, стоит пересечь порог кинотеатра. Помелькав весь экран во снах Пола, в конце появляется воочию и Чани, на роль, которой взяли еще одну актрису, выросшую из Инстаграма или наоборот вросшую в Инстаграм. Что же, какой у нас Пол – такая у нас и Чани, подобное к подобному. 

И, конечно, эпически выглядят на экране Шай-Хулуды, гигантские черви - истинные хозяева Арракиса. Любовь режиссера к этим созданиям очевидна. Пустыне и ее обитателям он отдает несоизмеримо больше времени, нежели им положено, ведь книжная «Дюна» за всей своей бравадой о космических странствиях, войнах на разных планетах, боях на крис-ножах – это прежде всего история о хитрости, политике и философии. Вильнев сознательно выпячивает на передний план первозданную красоту Арракиса, к слову, смертельно опасной для человека. Он словно проговаривает – здесь на Дюне: все чужаки, и Атрейдисы и Харконены и даже фримены, все они пришельцы с чуждой для планеты философией. Песчаная мышка получила экранного времени больше иных персонажей-людей. Уходите, говорит режиссер – все люди плохие и хорошие – прочь с планеты, оставьте ее для самой себя. Что же, идея вполне в духе современной «зеленой» повестки. Человек «это абсурд» говорил Камю, а зачем совершенной Дюне абсурд?  

дюна

Костюмы фрименов выглядят почти отлично. Почти, потому как странное решение для жителей бесконечной пустыни разгуливать в черных костюмах, чтобы на фоне желтого песка выделятся на многие километры. Красиво – да, практично – нет. Боевые машины, местная архитектура – все выполнено с высоким уровнем профессионализма. Зритель поверит – что примерно вот так может выглядеть будущее человечество в далекой-далекой галактике через десятки тысяч лет. Удивительно, что несмотря на длинную экспозицию, режиссер не дает объяснения многим событиям и особенностям мира «Дюны» - они будут понятны лишь фанатам, читавшим книги, но могут вызывать недоумение у человека в первый раз, столкнувшегося с этой книжной вселенной. Режиссер делает щедрые оммажи в сторону поклонников, оставляя ворох нераскрытых вопросов для менее искушенных зрителей.

В сухом остатке имеем прекрасный фильм, с качественным видеорядом, великолепным звуком и музыкальным сопровождением, способный мастерски увлечь зрителя на два с половиной часа экранного времени. И это только экранизация первой книги! Дени Вильнев еще раз подчеркивает свой талант мастера-визионера, но возможно в первый раз обнажает острую проблему медленной деградации сценарного искусства, ведь за завораживающей картинкой обнажается целый пласт проблем современного кинематографа. А ведь Вильнев это один из последних мастеров стремившихся не только внешней, но и внутренней глубине своих работ. Вся надежда на вторую часть, где режиссер сможет стянуть новыми, более качественными связями свое весьма недурственное полотно. А денег… Что же. Пока существуют прыщавые подростки – Шаламе и Зендая будут отбивать свои кассы, для этого их и позвали. Не так ли? 

8.1Итог7Сценарий6.5Каст9.5Зрелищность9.5Музыка