Жанр антиутопии, как и у ее близкой подруги утопии чрезвычайно популярен в массовой культуре. Написаны тысячи книг по которым сняты сотни фильмов, но даже среди такой толпы соперников «Эквилибриум» смог представить свежие идеи облаченные в добротно сшитый сценарий и отличное исполнение, за столь фильм не мог не получить приставку «культовый».

"Но я — бедняк и у меня лишь грёзы;
Я простираю грёзы под ноги тебе;
Ступай легко, мои ты топчешь грёзы.
Уильям Батлер Йейтс"

Основная идея фильма, человек сильнее системы если найдет в себе силы оказать ей сопротивление. Главный герой является частью системы, карающим мечом, разящим отступников от ее догм. Но даже идеальные системы дают сбой, детали самого совершенного механизма постепенно истончаются и рано или поздно ломаются, выводя из строя всю структуру. Всякий порядок стремится к хаосу, физики называют этот процесс энтропией, человек предметное создание облаченное разумом будто пылинка на ветру мотается от порядка к хаосу. История человечества полнится попытками создания управляемых государств с жесткой вертикалью подчинения, их возвышении над народами и их необратимом падении.

Либерия вымышленное государство, созданное после разрушительной войны, вероятно третьей мировой, ведомое Вождем (Большим Братом). Как гарантия не повторения ситуации Либерия приняла законы ограничивающие возможность совершения насилия, смертная казнь за практически любой проступок, идея порядка как высшей идеи, отказ от культурных ценностей в том числе литературы и музыки Но главная идея нового мира, это запрещение человеческих чувств, по мнению управляющих структур Либерии, главных источников всех бед человечества, в новом мире нет места – любви и ненависти, грусти и радости, унынию и веселью, за любую демонстрацию чувств, наказание смерть.

Для подавления столь естественных проявлений человеческого бытия, разработано фармакологическое средство – «Прозиум», принимать который обязаны все граждане. Функции карательного органа Либерии выполняет полурелигиозный  Орден Тетраграмматон, им ведется подготовка бойцов-клериков мастерски владеющих ган-ката -  смешанным стилем ударной техники и стрельбы.

Сотни лет клирики служат Либерии уничтожая ее врагов, пресекая любую возможность сопротивления. Но даже они, не могут обеспечить полный порядок, в тени государства возникают очаги сопротивления, они стремятся обрушить существующий порядок, вернуть старый мир со всеми его достоинствами и недостатками . Один из главных клериков Джон Престон получает задание, найти и уничтожить лидеров Сопротивления, но для этого ему придется открыть запретную дверь и шагнуть в другой неизведанный мир, мир где разуму придется неизбежно отступить перед напором уждых эмоций, называемых чувствами. И неизвестно, что окажется сильнее, ведь в конце концов всегда приходится делать выбор, а он в человеческой жизни иногда бывает чертовски трудным.

Фильм полон аллюзий на известные антиутопические романы, так например принцип Большого брата взят из романа «1984» Оруэлла, также задействованы «О дивный, новый мир» Олдоса Хаксли, идея с «Прозиумом» напоминает о средстве «Сома», а уничтожение культурного наследия выдрана у Рэя Бредбери и его «451 градуса по Фаренгейту». Также можно обнаружить отсылки к роману братьев Стругацких «Обитаемый остров», Айры Левин «Этот идеальный день».

Роли в фильме исполнили звезды первой величины, Кристиан Бейл в роли клерика Джона Престона, Шон Бин в роли его напарника Эррода Партриджа и Эмили Уотсон в роли одного из руководителей Сопротивления Мэри ОБрайен.

Одно из главных достоинств фильма – боевые сцены, зрелищная ган-ката обрела немало поклонников, боевые клерики как вихри носящиеся в самой гуще сражения, их молниеносные удары и пули словно заговоренные летящие точно в цель, совершенство боя доведенное до автоматизма, совершенные орудия убийства, бескомпромиссные и безжалостные.

Также неимоверное удовольствие доставляет наблюдение за тем, как медленно вспыхивают в Престоне доныне неизвестные ему чувства, как слеза катится по щеке от услышанной в первый раз музыки, катится по щеке человека никогда не знавшего слово «слезы» Подобно ребенку впитывает он в себя новые ощущения, наслаждаясь ими, пробуя на вкус. Не избегает его и главное человеческое чувство – любовь, легкая искорка вспыхивает от знакомства с Мэри ОБрайен, но из этой искорки быть может возгорится пламя которая может испепелить, даже такую могучую тоталитарную систему как Либерия.

Судить фильм тоже можно, обвинять его в плагиате, слабых местах в сценарии, но несомненно Эквилибриум стал важной вехой антиутопических сюжетов современной культуры, он показывает ту органическую неприязнь выращенного на семенах свободы и демократии Западного мира к любой попытке установления контроля над личностью.

Если смотреть в разрезе на общественный уклад в этих странах, можно заметить любопытные детали, узреть что этот свободный мир, на самом деле не так уж и свободен, но для обывателя находящегося внутри этой системы быть может мнимой свободы, этого всего не видно, и для него Эквилибриум, это попытка сказать свое маленькое «Нет!» установлению власти общества над человеком, подчинения частного общественному. И с этой ролью картина справилась отлично, свобода в ней основополагающая ценность, ценность на алтарь которой люди готовы вознести даже жизнь.