Перед взглядом удивленного зрителя промелькают полтора часа самого необычного визуального ряда в истории кинематографа. Когда на черном фоне поплывут белые облачка титров, он будет все еще сидеть в своем кресле пытаясь понять, закончился фильм или он все еще находится в лабиринте его сюжета. Можно найти тысячу недостатков в картине, но в одном ему не откажешь, в умении удержать внимание зрителя, от этого чувства не избавиться еще много часов после просмотра. 

Дэвид Кроненберг снял странное, местами отвратительное, но странным образом притягательное кино. Экзистенция построена на психоделических элементах самого высочайшего уровня качества, мозг начинает с отторжения зрительных образов, но заканчивает неизбежным их принятием. Оно заставляет удивительным образом испытывать наслаждение от того, что обычно вызывает лишь омерзение, играет на пограничье человеческого сознания, но балансируя на самом краю безумия, ни разу в него не скатывается.  

экзистенция

Душа картины – это бесконечность вложенных друг в друга реальностей. Герои картины проваливаются через один в другой, словно тонут в зыбком песке, и каждая новая плоскость  вначале вызывает справедливый вопрос о реальности происходящего, но не найдя ответа они просто принимают окружающий мир как данность и движутся дальше. Зритель тоже начинает картину с попыток понять и объяснить, разделить реальность и фантазию, но поняв тщетность своих попыток, просто отдается на волю режиссера, завлекающему его все дальше, в мир своего разгоряченного воображения. 

Мир будущего, мир тотальной виртуализации. Миры виртуальных игр давно перешагнули грани технологий и шагнули в пределы человеческой биологии. Игры создаются на основе живых тканей и подключаются к игрокам напрямую в тело. Человек и игра, по сути, предстают единым целым, связанным столь же тесно как, например любой из его органов. Герои более не играют, они живут в иной реальности, подчас столь сложной, что даже самые пытливые умы не могут отличить явь от сна. 

экзистенция

В подобном мире особое значение приобретают биоинженеры-проектировщики виртуальных миров, ставших для игроков аналогом богов, которые достойны поклонения сродни религиозному. Но также растет и противодействие их работе, группа людей выступающих против тотальной виртуализации общества, и называющих себя «Реализм» готовы с оружием в руках защищать привычное мироустройство. 

Аллегра Геллер одна из лучших создателей виртуальных миров, нападение террористов на презентации новой игры «Экзистенция», заставляет ее бежать в сопровождении телохранителя Теда Пайкла. Теперь они должны погрузиться в виртуальный мир «Экзистенции» чтобы узнать, кто стоит за нападением на Аллегру и постараться не заблудится в сплетении призрачного мира игры. 

экзистенция

Не скованный неизбежными законами нашей реальности Кроненберг создает совершенно самобытный виртуальный мир, сравнимый разве что, с мирами которые рождает разум пациентов больных шизофренией. Полное погружение зрителя в происходящее на экране может вывести из равновесия даже хорошо подготовленный человеческий мозг. Полтора часа пролетают незаметно, но влияние картины ощущается много позже, и в этом она похожа на прием психотропных веществ, приходится лишь ждать полного вывода их из организма. 

Экзистенция ставит своей задачу не только вовлечь зрителя в странный фантастический микс реальности и сна, но и заинтересовать вопросами нашего ближайшего будущего. Он словно спрашивает, сможем ли мы, окунувшись в подобный мир «за гранью» сохранить в целости свой разум, или нам предстоит стать неизбежными пленниками нами же созданных альтернативных реальностей. Сможет ли человеческое сознание найти в себе силы нажать если не кнопку «Стоп», то хотя бы «Пауза», чтобы хоть на некоторое время вернуться в реальность и с удивлением обнаружить, что «здесь» не хуже чем «там».

8.3Итог9Сюжет8Актеры8Съемка8Зрелищность