«Географ глобус пропил» объективное доказательство, что стоит снять фильм не о Москве и не в Москве, как оплеванный российский кинематограф начинает двигать мертвым телом. Привычное желание автоматически присвоить фильму ярлык «опять российское убожество» проходит уже через пару минут просмотра, еще несколько кадров и вот уже возникает редкое для нашего кинематографа чувство – стремление получить удовольствие от просмотра. И чувство — это подобно аромату дорогой туалетной воды, сопровождает до самых финальных титров. Это ли не успех? 

… Его же посадят, его же посадят за мертвых детей…

Хватит с бедного зрителя тошнотворных комедий в стиле «камеди», хватит нелепых детективов с картонными бандитами и взяточниками ментами, душа отечественных кинолюбов соскучилась по жанру, который на Руси всегда был фаворитом, «житейская драма» она же «фильм о душе человеческой». Стоит лишь отвести глаз от западных шаблонов и взять в руки рукопись уральского ли, кавказского или сибирского писателя, и вот уже готова основа для добротного и главное честного фильма. Ведь «Географ глобус пропил» это не только добротное, но прежде всего честное кино, кино о действительности, о жизни большой страны без замазывания и выпячивания негатива в зависимости от политической конъюнктуры. 

пропил

Такой подход к работе дает великолепный результат, и вот уже Хабенский начавший было скатываться в бездонную пропасть сериальной декорации внезапно начинает играть на свету гранями бывшего раньше не востребованным таланта, и остальная команда фильма ему под стать, держаться в кадре крепко, временами фальшивят, но это лишь доказывает – они старались. Для современного российского кино старание играть, желание работать уже высокая похвала, «Географ глобус пропил» не очередной проект распила, очередного бюджета, по очередному заказу министерства культуры. Это сбивает с толку, память сопротивляется, она помнит тысячу бездарных часов, проведенных в попытке найти яркое зерно в куче плевел российского кино.    

Картина впитала в себя целый калейдоскоп провинциального зимнего Урала, тяжесть быта людей в контрасте с угрюмой, затянутую в снег и лед красотой природы. Натурные съемки заслуживают отдельных аплодисментов, величественные горы, бурлящие реки, густые непроходимые леса, дикая разнузданность природы соперничает в кадре с людьми актерами на равных. Не отстает от них и городской пейзаж, хмурые свинцовые облака над типичными многоэтажками, вечный смог промышленности и ржавые корабли на Каме. 

пропил

Видеть сцену пикника у замерзшей реки на фоне снегопада дороже стоит, чем все американские пикники на зеленых калифорнийских газонах, после таких фильмов неудивительны мифы о русских полярных медведях с водкой и балалайкой, в среде неискушенного западного зрителя. Сцена на Затоне, среди ржавых остовов кораблей, доисторических животных современности, наполнена символизмом до самых запорошенных снегом ушек, и куда лучше того же «Левиафана» раскрывает ту самую таинственную тайну русской души, сюрреализм как он есть.    

И посреди всего этого, история обычного учителя, с обычными проблемами в семье и на работе. Обычный интеллигент с сопутствующим багажом, жена, отказывавшаяся прозябать в благородной бедности, друг детства забывший священный долг дружбы, и целый класс современных школьников, способных вогнать во грех и библейского святого. Среди этого хаоса географ Служкин пытается понять свое место, определить те критерии, которые могут стать основой провинциального счастья. 

пропил

Жена считает недотепой, желанная женщина незаслуживающим внимания, друг обрубком далекого детства, и тем не менее герой способен в нужные моменты мобилизоваться, отстоять прописные человеческие истины. Слабости, в которых его винят окружающие на поверку оказываются древней восточной философией – не противление злу насилием. Даже разнузданный класс, детей без ориентиров и стремлений он способен наставить на правильный путь, сложный и правильный, складывается впечатления, что они не будут погребены под тяжестью переменчивого мира. Его методы спорны, его поведение скандально, но быть может в этом эпатаже и кроется секрет его успеха, выбить заблудших детей из того марева серой обыденности, заставить другими глазами посмотреть на свою жизнь и судьбу. 

Даже если учесть, что фильм при всем своем старании не смог вместить в себя всей душевности и юмора одноименной книги Алексея Иванова, тем не менее вышел добротным, с играющими, но не переигрывающими актерами, отличными диалогами и внушающим уважение визуальным рядом. Можно искать и находить ошибки, недочеты, провисание сюжетной канвы. Но нельзя отказать «Географу» в главном – в честной и открытой душе, нехитрой, но верной философии, любовь к родной земле не притворном бахвальстве и не в топтании на могилах предков, а на приятии действительности как она есть, со всеми достоинствами и недостатками. 

8.3Итог9Сюжет8Съемка8Актеры8Зрелищность