Странная шутка этот «российский кинематограф». В стране Советов творцы жаловались на «удушливые объятья цензуры» и тем не менее творили великие шедевры, которые навсегда останутся в наследии человечества, потом был слом системы и все перестроечные годы мастера жаловались «свободы много, мало денег», и творили совершеннейшую халтурщину, сегодня денег много, слишком много, и все равно продолжают халтурить, а деньги в большинстве случаев идут на цели далекие от искусства. Но иным не надо ни денег, ни господдержки, они творят рукой свободной, творят прекрасное, и не ждут ни признания, ни государственных наград.    

 «Граффити» достойный последний аккорд ныне ушедшего из жизни Игоря Апасяна, его «лебединая песня». С средние века чтобы мастеровому вступить в цех необходимо было изготовить идеальный продукт, вершину его знаний и умений, как символ его мастерства, эту вещь называли шедевром. Сегодня снять кино подвластно любому человеку, бесталанному и все голливудская рать не поможет снять хорошую работу, талантливому и камера на телефоне подспорье. 

Первые же кадры фильма ясно дают понять, здесь денег не было, не было денег ни на хорошую оптику, ни на свет, ни на актеров. Натуральные декорации, натурные съемки длинным планом, свет в кадре, когда светло, и темень, когда темно, все тривиально и дешево. Сегодня низкопробного кино много на рынке, и потеряться бы картине Апасяна в бездонном колодце безвестности, если бы не одно весомое «но» – сюжет, история, то чем сегодня пренебрегают иные даже великие творцы, а жаль. Ведь человека, в конечном итоге, зовет пред белый экран любопытство, желание увидеть чужую жизнь, услышать чужую историю. 

граффити

И вот тут история режиссера смотрится на редкость замечательно, словно в сказке, преображаясь из серого утенка в прекрасного лебедя. Забыты огрехи съемки, забыты бедность света в кадре, ведь перед взволнованной душой человеческой мелькают кадры жизни, кадры судьбы, и каждый из них прекрасен, ведь это кино о нас. О России потерявшейся в галопе истории, о России запутавшейся, о России смущенной. «Граффити» кино о памяти человеческой, сумевшей пробить дорогу сквозь суматошность и халтурность современной жизни к забытым, засыпанным временем корням. История, рассказанная скомкано, но искренне, и это поднимает ее над бренностью требований мирового кинематографа.

«Граффити» остается в памяти на долго отчасти благодаря персонажам, таких колоритных личностей хватило бы на пару сезонов отборного сериала, в картине сошлись фигуры столь разные по характеру, образу и подобию, что еще шаг и получилась бы комедия, два шага и это уже фарс. Но мастер чувствует эту опасную черту и ступает осторожно, ни разу его персонажи не пересекают красных флажков отведенного им сюжетного коридора. Главный связующий фактор картины – это тихая ироническая грусть, незримая магия что наполняет героев жизнью, заставляет зрителя верить и сопереживать им. 

Тихий наполненный тоской и отчаянием деревенский философ Клизя, потерявшаяся часть иного человек, когда-то богато духовно одаренный, а ныне топящий свою память в алкоголе. Митяй, молодой парнишка, которого война изуродовала внешне, но не смогла изуродовать внутренне, обрубок прежнего себя, жаждущий женской любви и ласки, а иногда просто немного человеческого тепла. Сумасшедшая Мария чья жизнь заполнена поиском себя, поиском своего женского счастья, попыткой убежать от зла, окружающего мир в иную манящую покоем реальность.

граффити

И посредине всего этого художник из Москвы, Андрей Драгунов, заглянувшего в глухую деревню в поисках своего вдохновения и открывшего для себя новый мир, полного удивительных людей и событий. Халтурка на один день полученная от местного председателя Мирона Сысоевича - изобразить на стене клуба достойных людей села, превращается в длительную и кропотливую работу, изобразить на стене не образы людей, но их воспоминания о тех, кого больше нет, но память о которых жива пока живы те, кто отказываться забывать.

«Граффити» убаюкивает своей домашней философией, в нем нашлось место всякой вещи, что иные предпочитают выбросить, старый покосившийся мир, изнанка нашей жизни, которую люди стараются не замечать. Ведь где-то живут люди, что мечтают о красивом доме у моря, а где-то мечтают о краюхе хлеба, а где-то посредине бескрайней России есть деревня Промежуточная, и в не кто-то мечтает, как взмоют в небо и улетят от постылой жизни страусы на местной ферме. Потемкинская деревня и ее жители что готовы рассказать свою пусть неказистую, но честную историю. 

Здесь много голосов, пьяный и скабрезный голос Клизи, дрожащий от вороха воспоминаний, тихий, едва слышный голос Мити, в нем застыл вечный вопрос горечи жизни, сумбурное бормотание Марии, не всегда помнящей где и как говорить, но твердо знающей как что рассказать, и конечно голос тех, кого уже нет с живыми, героями ушедшими за край солнечного света, у них так много слов, но так мало возможностей рассказать их. И посреди всего этого безмолвный слушатель и одновременно голос всех людей кто не мог докричаться, объяснить, рассказать. 

8.8Итог8Съемка9Сюжет9Игра актеров9Зрелищность