На примере проведения досуга, дефицитного в наступившем столетии, современного человека, все мы с неизбывно легкой грустью, должны признать, что художественная литература, уж скольким поколениям, служившая дверью для ухода из реального мира в мир фантазий, и иных вариативных реальностей, уступает свое место литературе нон-фикшн. Мир учится, прогрессивная часть мира  вкладывается в науку и образование. Люди увлечены самообразованием, мы с упоением  интересуемся практически всем: нейрофизиологией, квантовой физикой, повышением средней температуры климатической системы Земли, «черной дырой»…

Режиссер фильма Кристофер Нолан относится к информационным потребностям людей с пониманием и глубоким уважением, и в подтверждении этого предлагает нам заглянуть в мир будущего трезвым взглядом, без футурологического тумана и утопического сарказма, выражающегося в летающих автомобилях, очеловеченных роботах с «тонкой душевной динамикой», а также  в технологически усовершенствованном и комфортабельном быте, унифицированном  для всех социальных слоев населения. 

Ведь, что есть футурология? Это даже не наука, не смотря на респектабельную часть слова «логос» - наука.  Футуролог в своей деятельности больше напоминает  метеоролога, предвещающего летом, что в январе выпадет снег, но не уточняющего, когда именно и в каком количестве. Нолан с искренностью гения показывает, что главное это не очередной гаджет или девайс, упрощающий твою жизнь, а вместе с тем и твое мышление, привычным и функциональным достоинством которого является решение сложностей, а именно ресурсы –  человеческие чувства, превосходящие по значимости ресурсы основ жизнедеятельности – растительные культуры. 

эпохи

Главный герой не вызывает никаких хрестоматийных ассоциаций. Это человек, один из многих, кого истощенная Земля посредством природных катаклизмов и последовавшего за ними продовольственного кризиса,  лишила тщеславного безумия притязать на обладание характерными чертами протагониста или антагониста. Смысл жизни – выжить. И именно это естественная необходимость вынуждает человечество искать себе пристанище на других планетах, выражаясь устами одного из героев фильма: то, что мы родились на этой планете не означает, что мы обязательно должны на ней умереть.

Амбиции неприлично высокие, во всех смыслах. Команде ученых-исследователей предстоит отыскать ту самую планету, которую человечество сможет назвать своим новым домом, которые используют пространственно-временной тоннель, позволяющий обойти ограничения полета в космосе и покорить огромные расстояния. У интеллектуала Нолана мир спасают не брутальные нефтедобытчики, хрестоматийные протагонисты, образчики героев эпического жанра, а самые обычные «ботаны». Люди с грузом душевных переживаний, надломленные проекциями своего мировосприятия, утопленные смелыми мечтами, а также те, кто изменил главным постулатам своих жизненных принципов… 

И все же, главным лейтмотивом фильма  является любовь, вначале фильма -  это любовь  отца, именно это чувство является мотиватором действий главного героя, но для наблюдательного взгляда эта любовь разрушает  привычные рамки добродетельного понимания родительского долга. Ведь, главному герою приходится  покинуть тех, кого он любит больше себя и всех на свете – своих детей, чтобы… спасти их. В середине повествования, в кульминационный момент выбора возможного пути дальнейшего развития человечества, а именно пригодной для жизни планеты, это любовь родственных душ, межгендерная любовь, которая служит интуитивным сигналом выбора правильного пути, но не находящего понимания в силу отсутствия рационального основания. А далее в финале – любовь ребенка к родителю, и эта любовь являет собой нечто иное: границы не отодвигаются, они просто стираются. Ментальные, гендерные, территориальные, психологические, физиологические… Вот мы видим на экране, как молодой отец на новой, но уже обжитой, планете провожает в последний путь свою престарелую, и  все же бесконечно счастливую, дочь.

эпохи

Основная линия сюжета, безусловно, порадует ценителей научно-популярной фантастики тем, что сценарий к фильму основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна, а написан братом Кристофера сценаристом Джонатаном Ноланом. Ранее, братья уже являли собой успешный творческий тандем, работая над такими фильмами, как  «Престиж», «Помни» и трилогией «Темный рыцарь». «Если ученый не может объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается – он шарлатан» эти слова Курта Воннегута, как нельзя лучше характеризуют научную основу фильма. Зрителя не дистанцируют снобистскими научными дискуссиями, в которых постороннему понятны только предлоги, а вовлекают в суть происходящего многочисленными примерами и понятным языком знакомят со строением Вселенной и знаниях человечества о ней, а также недвусмысленно дают понять, что наука, куда фантастичнее вымысла. Подробно, буквально на пальцах, объясняются  все еще те, невероятные факты о гравитации, «черных дырах», червоточинах, пятом измерении и многих других явлениях. 

Сегодня многие ученые призывают показывать «Интерстеллар» в школах, чтобы вдохновить молодое поколение на покорение новых горизонтов за пределами Земли, даже если решение этого вопроса займет не одно столетие. Ведь может статься, что правнук нынешнего вдохновленного школьника может свершить необходимый научный прорыв, основываясь на научной и технической базе предыдущих поколений мечтателей.  

«Я ночами бился над вопросами, что задавал мне, отшлифовывая сценарий, Кристофер Нолан. Но в особенности я надеюсь, что хотя бы единожды, посреди ночи, вы испытаете чувство озарения, как часто испытывал его я, разрешая вопросы Нолана». 

эпохи

Читая подобные признания из уст научного консультанта, Кипа Торна, нельзя не проникнуться глубоким уважением к режиссеру, оттачивающему свое мастерство и воодушевляющего стараться делать свое дело лучше, чем другие, постигать все новые вершины знаний, ибо весь фильм приводит зрителя к универсальной формуле преуспеяния:  

«Сумма знаний – это гарантия новой жизни». 

Гений гения узрит издалека. Вполне закономерно, что композитором к данному киношедевру выступил Ханс Циммер («Король лев», «Гладиатор»), который записал музыку на церковном органе, а потому звуковое крещендо, как нельзя лучше служит фоном для того, чтобы полнее прочувствовать драматические моменты сюжета.

Каждый зритель почерпнет свое – Нолану в этом фильме удается пробудить дремлющие под сладкое убаюкивание монотонной обыденности возвышающие чувства, и ты выходишь из зала кинотеатра обновленным  с  мыслью о том,  что  настало время заглянуть в будущее, не смотреть назад,  а просто поднять голову и посмотреть на небо. Просто посмотреть на небо.

 9.3Итог9Сюжет9Актеры10Зрелищность9Съемка