Время вот твой полет, однажды написал Рэй Брэбери. При просмотре фильма-ремейка Харольда Цварта внезапно осознаешь всю глубину мысли великого фантаста. Время летит столь стремительно и незаметно, что подчас лишь события культурной жизни способны стать своеобразными зарубками, которые могут дать возможность, если не увидеть, то почувствовать бесплотную плоть хроноса. Для молодого поколения «Карате-пацан» очередное развлекательное кино, для людей постарше шанс обдумать пройдённый жизненный путь, увидеть трансформацию окружающей действительности со времен далекого детства.

Страшно произнести, но с момента выхода оригинальной картины, режиссера Джона Эвилдсона прошло ни мало 27 лет, и мир вокруг героев изменился до неузнаваемости. Америка Эвилдсона, это эпоха зенита могущества Соединенных Штатов, мир в котором слово «американское» было отличительным знаком качества.

Мир ремейка, эпоха крушения империи, автомобильная столица мира Детройт, окрашенный в серый цвет, как показатель упадка. Семья, которая вынужденно переезжающая в Китай, в поисках работы и новой жизни. Скажи такое рядовому американцу в восемьдесят четвертом, он бы рассмеялся и покрутил пальцем у виска.     

В картине, нет даже привычного противопоставления Запад-Восток, борьбы культур, традиций, веры. Нет даже привычного для американского кино стремления, показать превосходство идей атлантизма. В «Карате-пацан» есть только Восток, Запад в нем вырванная и сожженная страница из прошлого, и лишь обугленные обрывки изредка попадают в кадр. Главный герой Дре Паркер, это тип нового потерянного поколения, американец, не помнящий корней. Мир прошлого, иной жизни, быстро гаснет в его памяти. Вначале он еще пытается воспротивиться, новой незнакомой среде, но его протесту не хватает доказательной базы, столпов о которые можно опереться. Разговор с матерью, как апология короткой борьбы за прошлое. Дре принимает новую жизнь, с Америкой покончено, отныне его дом Китай.

      

Для настоящей полноты фильму не хватает глубины, не хватает глобальности столкновения характеров. Главный герой выступает не за честь страны, рода и даже не за право обладать понравившейся девочкой, его ведет в бой чувство страха. Он боится перехода временных избиений в хронический и болезненный процесс. И как ответ на гамлетовское – забыться или принять бой, делает выбор в пользу драки. Для исполнения задачи судьба сводит его со старым, потертым жизнью соседом-сантехником мистером  Ханом, лицо которого хранит неизгладимый отпечаток печальных тайн прошлого. 

Фильм Цварта не копирует оригинал, но преподносит старые истины под новым соусом, чтобы вкус понравился молодому поколению. В таких работах каноны жанра основа основ, есть хороший парень, есть плохой парень, между ними неизбежен конфликт, и есть старый мудрый учитель, он должен научить хорошего парня, как надрать задницу плохому. Хорошие парни изначально драться не умеют, их учить надо. 

На востоке искусству ловко махать руками и ногами уделяют куда меньше внимания, нежели искусству дисциплины и душевного равновесия. Именно поэтому методы мастера Хана на первый взгляд кажутся глупостью не имеющим к боевым искусствам никакого отношения, но в них заложен глубокий смысл, цели и значения которых и предстоит узнать юному Дре. Уроки, которые пригодятся не только для сопротивления уличным хулиганам, но и во взрослой жизни, когда нужно будет делать трудный выбор.    

Джеки Чан, за спиной которого целая плеяда всевозможных работ, предстает в «Карате-пацан» в совершенно невиданных ранее ракурсах. Сцена, где он взрослый мужчина избивает толпу мальчишек, оставляет двоякое впечатление. Также, впервые за полувековую карьеру Мистер Резиновый, как прозвали его поклонники, не демонстрирует натурально снятых боевых сцен и феерического паркура. Он предпочитает выступить в качестве умудренного жизнью наставника, незримо следующего за молодым иноком, еще одно доказательство неизбежного бега времени.

 

Роль же Дре Паркера в исполнении Джедена Смита, сына известного актера Уила Смита, родителями которого и была инициирована работа над картиной, оставляет благодушное впечатление. Мальчишка полон юношеского огня, хорошо смотрится в кадре и не лишен таланта. Только будущее покажет, ждет ли его судьба быстро сгорающих молодых актеров, не выдержавших испытания славой и известностью, или впереди долгий путь работы, прогресса, стремления к новым свершениям.      

Что в фильме действительно хорошо показано, так это красоты Китая, диковинные улочки Пекина, где нищета соседствует с роскошью, божественные горы Удан опутанные сетью лестниц, храмы на вершинах белоснежных гор попирающие небеса. Древние традиции, аскетизм, самоконтроль и созерцание мира в бесконечном спокойствии. Режиссер словно пытается показать во всей красе будущий центр мирового порядка, новой культуры, как новояз будущего пути человечества.