Дамы и господа, он вернулся, наш любимец, избранник богов, лучший уборщик по эту сторону Млечного Пути - Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Лёгкий Интеллектуальный или как мы его с любовью называем – ВАЛЛИ. Кто говорит, что это Том Круз? Ну, ребята, посмотрите внимательнее, это же Валли, наш добрый, старый Валли. И пускай вас не обманывают ваши глаза, под хитровыжатой улыбкой старины Тома скрывается все тот же обаяшка робот-уборщик.

И смерти нет почетней той, Что ты принять готов За кости пращуров своих, За храм своих богов. 

Гораций

Разве что чуток профессию сменил, был уборщик, стал техником, но все так же наш герой любит обустраивать жилище в стиле «20 век представляет» и таскать туда интересные вещи, найденные на просторах опустевшей планеты. Друга таракана сменила подруга и соратник с английскими корнями, а с неба вот-вот прилетит любовь всей его жизни, и тоже с важной и секретной миссией. Рассказывать сюжет фильма равноценно свершения гаденько-подленького поступка, и от столь низких дел мы благородно воздержимся, но настоятельно рекомендуем, тем, кто не смог оценить картину в кинотеатре, сделать это в домашних условиях, обязательно дождавшись выхода в высоком качестве. Ибо располагает-с. 

Обозначим лишь общие детали, название фильма «Обливион» транслитерированное английское слово, которое можно перевести как «Забвение», картина в стиле постапокалиптика, то есть мир переживший катастрофу и находящийся на краю окончательной гибели. Сценарий фильма написал сам режиссер Джозеф Косински, который по его собственным словам долгие годы лелеял надежду увидеть киноадаптацию своей графической новеллы, и мечту сделать это собственными руками. Первоначально идея получила поддержку от компании «Дисней», но позже права были переданы «Universal Pictures», которая и выделила на съемки сто двадцать миллионов долларов, что позволило заполучить в картину маститых голливудских звезд.

Том Круз профи с большой буквы, у него чутье на хорошую роль, снова загодя распознал шедевр. Игрой Том уже никого не удивит, признанный мастер, патентованный самим Стивеном Спилбергом, отыграл каждый доллар своего гонорара, а в его бумажник мы заглядывать  не будем, некрасиво это чужие деньги считать. Партнершами Круза в фильме выступили белая английская роза Андреа Райсборо и черный тюльпан Украины Ольга Курыленко, обе сыграли не хуже именитого американца. Особенно отрадно видеть нам в фильме красавицу Ольгу, без сомнений она украсит голливудский небосклон своим ярким талантом и красотой. Отметим второстепенную, но запоминающуюся роль датского актера Николая Костер-Вальдау, полюбившегося мировому зрители по роли Джейме Ланнистера из сериала «Игра престолов». И, конечно же, кощунство не упомянуть Моргана Фримена, легендарного актера, давно вписавшего свое имя золотыми красками в историю мирового синематографа.  

Но, самое главное в этом фильме, это не актеры и даже, прости господи,  не сюжет, а визуальный ряд. Косински удалось невозможное, заставить переевшее компьютерных спецэффектов человечество, изумленно открыть рот, нетривиальная задача после Аватара Кэмерона. Да «Трон», первое кинодетище Косински было очень красиво, стилистически выдержано до последней точки и запятой, даже самые фанаты тогда признали, фильм получился отличный с уважением к оригиналу. Но здесь, иное дело, сама идея фильма принадлежит режиссеру картины, он выпестовал ее годами, отшлифовал, как завещал дедушка Фрейд, сознательным и бессознательным. Здесь каждый персонаж, каждая деталь интерьера, каждый спецэффект создан автором с любовью и нежностью к работе. Здесь нет ничего лишнего, нет ничего чужого, все строго по месту, строго в соответствии с рецептом, ровно там, где положено по сюжету.

Мастер архитектурного дизайна Косински создал совершенный в своем упадке постапокалиптический мир, эстетски разорванная на части луна в ночном небе, испещренная глубокими разрывами от постоянных землетрясений планета, занесенные песком гигантские танкеры, небоскребы и стадионы. И посредине этого хаоса творения человеческих и не человеческих рук, новый спутник Земли, загадочная станция «Тет», гигантские гидроплатформы, сияющие белизной дроны и летательные аппараты похожие на стрекоз. Феерия художественного вкуса и таланта, и как завершающий штрих дизайн «падальщиков» уникальная смесь постапокалиптики и стимпака.      

Нельзя не признать, что вас могут временами начать одолевать смутные сомнения, что где то вы это видели, и даже больше, возникать стойкие ощущения дежавю. Не волнуйтесь, ваши подозрения не беспочвенны, Косински позаимствовал некоторые идеи и сюжетные ходы из киношедевров прошлого и настоящего, это и названный выше анимационный фильм «ВАЛЛИ», а также «Соларис» и «Космическая одиссея 2001», «THX-1138» и «День независимости» и некоторые другие. Но тут скорее эффект Тарантино, молодой режиссер смог впитать в свое детище все лучшее из этих проектов, заставил заиграть новыми красками старые идеи. Это ли не признак таланта, это ли не мастерство кисти истинного мастера.     

Вновь понимаешь, что инопланетные захватчики, сумев достигнуть небывалых высот в технологиях, так и не смогли уловить, понять, разгадать загадочную человеческую душу. Можно покорить тысячу миров, сокрушить миллионы империй, но ожидаемо споткнуться о маленькую планету, третью от звезды по имени Солнце, весело крутящуюся вокруг своей оси, затерянную в одном из дальних рукавов спиральной галактики Млечный путь. Есть в этих странных гуманоидах, нечто сокрытое от взгляда, глубоко внутри, невозможное ни обнаружить, ни изучить, нечто невероятное, что позволяет им выживать в самых немыслимых условиях, и побеждать, когда по всем правилам вселенной нужно было проиграть.     

Мы можем поздравить всех любителей кино, на небосводе зажглась новое солнце режиссуры и дай бог сценарного дела. В таких обстоятельствах ругать молодежь последнее дело, наследие Кэмерона-Спилберга-Лукаса в отличных руках Снайдера-Бломкомпа-Косински. Уж эти, флаг не уронят, чести не замарают, доверенные бабки отобьют без проблем. Вчерашний преподаватель архитектурного моделирования  Колумбийского университета Джозеф Косински снимает умопомрачительные фильмы, и останавливаться и не думает. Вперед Джо!