Сегодня, по прошествии многих лет, со дня его появления этого фильма на больших экранах, времени, когда опасность терроризма стала одной из главных «пугал» мирового сообщества, события, описываемые в картине, удивительно свежо передают интонацию общества пронизанного атмосферой страха. «Осада» Эдварда Цвика сложный и многогранный проект, удивляющий не только игрой актеров или атмосферностью происходящих событий, но прежде всего своим стремлением рассказать о системе и людях которые давно стерли из своего сознания понятия добра и зла.

Многие люди, просмотрев фильм, решат, что фильм есть квинтэссенция антиисламских фобий американского общества, проведение линий которые всегда будут разделять две культуры, и перешагнуть которые практически невозможно. Но, это лишь внешняя оболочка, Эдвард Цвик не зря слывет в голливудской богеме интеллектуалом, идея его фильма пролегает гораздо глубже, стоит только оторвать верхний пласт. Разоблачение кукловодов, что скрыты занавесом официальной политики, многослойные разведывательные управления, давно забывшие, кому и чему они служат, разбитые на практически неконтролируемые анклавы, действующие в их собственных корыстных интересах.  

Действия ЦРУ выглядят неудачным броском бумеранга, неважно попал ли он цель, главное, что он вернется обратно, и ударит руку бросившую его. Созданная ими система борьбы с коммунизмом, опирающаяся на радикальные религиозные течения, но с развалом СССР брошенные на произвол судьбы, теперь возвращаются к нерачительному хозяину, дабы испросить долг за все принесенные ими жертвы.  

Интересно то, что фильм рассматривает глобальные проблемы противодействия терроризму с поразительно пророческой убедительностью. Снятый в далеком 1998 году за три года до печально известного 11 сентября 2001г. картина Эдварда Цвика весьма доходчиво рассказывает о работе ЦРУ на Ближнем Востоке и о рождении Той Самой «Аль-Каиды». А ведь в те времена, события фильма казались для зрителя не более чем фантасмагорическими и антиутопическими бреднями.      

Невидимым облаком город накрывает тень терроризма, неся с собой страх и насилие. И в этом столкновении культур, мировоззрении и политики, жители Ньй-Йорка должны сделать нелегкий моральный выбор. Решить стоит ли попрание гражданских свобод чувства искусственно созданной безопасности, можно ли защитится от ужасов терроризма разделив общество на своих и чужих, и в отношении последних проводить политику, сравнимую с действиями нацистской германии.    

Борьба с терроризмом привычными методами не приносит результата, ситуация ухудшается с каждым часом, правоохранительные органы растеряно разводят руками, не зная что еще можно предпринять, население на грани бунта и федеральное правительство решается на последний отчаянный шаг – ввод в город регулярной армии. Во всех странах мира, армию учат эффективно действовать на чужой территории, как точно подмечает генерал Деверо, именно ему поручено командование операцией, «Армия это топор, а не скальпель!», действовать точечно она не умеет, чтобы убить комара готова снести весь дом. Увидев, какими методами действует американская солдатня в Америке, можно представить, что она творит в других странах, а каждый такой всплеск насилия над народами, рождают новые волны отчаявшихся, пополняющих ряды террора.

Работа актерского состава безупречна, Дензель Вашингтон в роли Энтони Хаббарда, олицетворяет саму Конституцию Соединенных Штатов, каждым действием своим, защищая заветы в нем описанные. Он создает на экране образ истинного хранителя закона, белого паладина стоящего на страже спокойствия общества, верного друга и харизматичного лидера. 

Генерал Деверо в исполнении Брюса Уиллиса, прямая ему противоположность, темный рыцарь, крайне неразборчивый в методах достижения поставленной задачи, от природы не способный судить, лишь карать, для него победа есть единственная цель, а какой к ней двигаться дорогой не имеет значения. 

Между двумя бесплотных духом витает героиня Аннетт Бенинг, она же агент ЦРУ Элиз Крафт, ее цели непонятны, кажется, она играет сразу за всех и в то же самое время против всех, Решительно непонятно что скрывается за этой мальчишеской улыбкой, бесформенной одеждой и главное столь непонятной в своих стремлениях.             

И конечно это история о простых людях, чья жизнь оказалась расходным материалом в топке большой игры, о тех в чьи души пытались занести яд ненависти, страха и недоверия, но они нашли в себе силы остаться людьми, проявить милосердие даже в годину великих испытаний. Перед зрителем режиссер ставит извечный вопрос – стоит ли жизнь одного человека жизни многих, готово ли общество доверить некоторым своим членам роли палачей, карающих от ее имени.