Долгое время Голливуд не особо радовал нас качественными вестернами. Уходящий двадцатый век больше запомнился остросюжетными боевиками. Мы без труда можем вспомнить героев 90-ых годов, плечистых молодчиков с квадратными челюстями, с пулеметами наперевес несущих свет американской демократии в самые дальние уголки планеты. Но вряд ли сможем обнаружить в памяти хоть один достойный фильм о заре зарождения этой самой демократии. Век двадцать первый вернул моду на жанр, словно грибы после дождя взросли огромное количество фильмов, от откровенного шлака, до работ, граничащих с гениальностью.

Ужасное дело с этим фильмом, «Поезд на Юму» одна из редких работ, после которой не хочется плюнуть, кому ни будь в морду, и затем уверенными ударами пальцев по клавиатуре издевательски раскатать его в инеренетах,  и это признаться, нервирует. Джеймс Мэнголд так ювелирно отшлифовал свою картину, что за нее не за что вцепится даже самым клыкастым кинокритикам, только и остается кружить вокруг и яростно щелкать зубами. Успех создания хорошего фильма до банальности прост, надо начать снимать, дойти до конца, а затем остановится. Увы, многие  граждане вооруженные камерой, часто забывают это простое правило и набивают шишки на разные части тела. 

Мэнголд от правила не отступил, у его успеха четыре краеугольных камня, Кристиан Бейл в роли хорошего парня Дэна Эванса, Бен Фостер – в роли плохого парня Чарли Принца, Рассел Кроу – он же темная лошадка Бен Уайд, он же черный ящик, как основная интрига. И четвертый – сама жизнь лучший из раздражителей, сводящая людские судьбы вместе, дабы посмотреть, что из этого выйдет. Человеческая драма, ни этот ли ингредиент, дает вкус любой рассказанной или показанной истории. История о преступнике, в груди которого бьется, быть может, доброе сердце, история о человеке для которого жизнь стоит дешевле данного слова, история о мужской дружбе, что рождается в огне ненависти. Именно это, заставляет нас не просто слушать и смотреть, но совершить головокружительное путешествие вместе с героями, дабы успеть на отходящий поезд на Юму.  

На фоне драматических событий фильма, странным образом ретушируются обязательные жанровые атрибуты, такие как погони или стрельба, они выглядят больше атавизмами, по случайной шутке природы, доставшиеся от далеких предков. Если бы в фильме не прозвучало ни одного выстрела, он не стал бы от этого хуже, даже напротив приобрел бы дополнительные возможности показать, что человеческие поступки подчас сильнее оружия.

Центральный персонаж фильма Бен Уайд, на первый взгляд подлец и негодяй, не вызывающий ни сочувствия, ни жалости, свое невольное пленение в руки закона, он воспринимает скорее как приятную возможность разбавить серые будни грабителя и убийцы. Даже его попытки к бегству продиктованы не реальной потребностью обрести свободу, но испытанием себя и противника на прочность.   

Но Уайд словно луковица, не только вызывает у людей слезы, но и таит в себе много слоев, под которыми можно раскопать интересную и неординарную личность. Знакомство с Дэном Эвансом, в лице которого он неожиданно находит настоящего друга, такого за которого нужно держаться дальше, если держит тебя на мушке и ведет к виселице. Невольная зависть к безногому ветерану, в жизни которого куда больше смысла, чем в его собственной, овеянной легендами жизни. 

Несмотря на внешние различия, эти двое похожи друг на друга, куда больше чем они сами готовы признаться, главное из которых своеобразный кодекс мужской чести. В конце концов, то, что они оказались на разных сторонах баррикады не более чем превратности судьбы, случайные цифры лотереи по имени жизнь.      

Если Бен Уайд и Дэн Эванс вызывают уважение, то подельник Уайда Чарли Принца вызывает восхищение. Реши человек ступить на темную дорожку он захотел бы, чтобы спину прикрывал такой человек, абсолютно аморальный, но в тоже время безгранично преданный и неустрашимый волк, преследующий добычу, пока она не настигнет ее.    

«Поезд на Юму » кино для настоящих мужчин, как некогда любили некогда говорить, кино без соплей и причитаний. Повесть о людях, которые кровью и потом творили историю страны и нации, принимали нелегкие решения, убивали и умирали на грязных улицах деревянных городов.