Не гангста рэп, а детская колыбельная, не жестокая казематная сага, но этакая тюремная адаптация золушки. Представления европейцев о тюрьме и творящихся там порядках или сильно разнятся с действительностью или выглядят курортным романом в  сравнении с российской зоной. Видимо, не так уж ошибался герой фильма «Хочу в тюрьму» Семен Лямкин в стремлении попасть в райские куще шведской тюрьмы. 

- Мухаммед прибыл на вершину горы, и там он заснул, а архангел Джабраил пришел к нему и сказал. Ты знаешь, что он ему сказал? Он сказал ему только… Повторяй, о Мухаммед! Повторяй! Ибо Аллах сотворил тебя, он сотворил людей из праха! Повторяй все то что Аллах научил тебя в своих словах. Повторяй! 

Судите сами, заключенные сидят в комфортабельных отдельных камерах, есть деньги, хоть телевизор себе купи, да поставь, едят харчи, который иные россияне и на воле то не пробовали. А преступные элементы все как один окончили институт благородных девиц, вежливые, могут разве что пакетик на голову одеть да слегка по голове постучать. Оружия в тюрьме не водится, на перо тут не сажают, для дела пользуют бритвенные лезвия, режут по полчаса, разбрызгивая литрами кровь в уютной тиши своих комфортабельных палат. Как говорится, приступим, сестра сделай телевизор погромче. Сравнить французскую тюрьму с российской, столь же нелепо как сравнивать оперное пение  с воем уличной гопоты. 

Малик Эль Джебена типичный сирота франко-арабских трущоб, неграмотный и бесперспективный, таким тюрьма не случайная издевка жизни, но ее прямая закономерность. За нападение на полицейского ему дают шесть лет, Малик никого не знает в тюрьме, поддержки у него нет, тюрьма нелегкое бремя для одиночки. Малик араб, но, не смотря на присутствие большой арабской группировки, попадает под влияние малочисленной, но влиятельной корсиканской мафии, во главе с одиозным и жестоким Цезарем Лучиано. 

Первая кровь на руках, и вот Малик уже находит свой путь в жизни, его союзник его изощренная интуиция, мистическое умение предугадывать события, молниеносно реагировать на обстоятельства. Часы тюремного срока медленно тают, а Малик стремительно поднимается по криминальной лестнице. Он учится читать, писать, математике и экономике, но главная школа - криминальная дается ему легче остальных, как ловкий лис, он мечется среди врагов и друзей, заставляя кривую судьбы скручиваться в нужный ему узел.

Вскоре даже Цезарь понимает, что своими руками создал могучего Голема, и теперь даже ему придется считаться с мнением вчерашнего запуганного мальчишки. За Маликом теперь внушительная сила, много друзей и союзников, но главный его союзник сама Удача.  И вот тюрьма не пугающий и опасный мир, но родной дом, где всегда найдутся друзья и сытная пайка.

Вот такая тюремная сказка, про то, как мальчишка, который был никем, стал всем. Поверить в такую историю сложно, но любая тюрьма хранит за своими стенами и более невероятные рассказы. Режиссер Жак Одиар решил нам рассказать одну из них, рассказ вышел мягкий, особенной жестокости жизни в картине нет. Но фильм и не ставит перед собой подобной задачи, его цель показать неприкаянность жизни, ее простую, но в тоже время глубокую философию – порой приходится делать не то, что хочешь, но то, что даст возможность прожить еще один день. Он полюбился как зрителям, так и критикам, собрав целую россыпь наград, и даже стал номинантом на премию «Оскар».

Особенно удалась концовка, на выходе из тюрьмы Малик получает коробку с конфискованными при аресте вещами, он, долго разглядывая их, словно не может поверить, что они принадлежат ему, между тем Маликом и сегодняшним пропасть не в одну, а в несколько жизней. Тот запуганный мальчик пропал среди тюремных стен, растворился в утлом свете зарешеченных окон, а вместо него родился другой Малик, умный, хитрый, жестокий. И вот он свободный идет по улице, еще мальчишка, позади неволя, впереди полная опасностей жизнь, он не знает, куда ведут его ноги, быть может, завернут обратно к родному каземату, или ведут его к смерти от пули врагов или друзей, а быть может это путь раскаяния и поиска нового начала его жизни.