Ругай Голливуд, не ругай, а фильмы они делают так, что мама не горюй. Планку качества задирают порой так высоко, что кажется, остальным палкой в прыжке до нее не дотянутся. Даже если снимают ремейк, даже если это калька от французского фильма. Посадят в режиссерское кресло Пола Хаггиса например, а он как возьмет да и снимет забористое кино, да так, что только за ручки кресла держись, саспенс рвет ткань реальности на тонкие лоскуты. Как всегда, хотели получше, а получилось замечательно.

Что мы имеем? Скромный профессор, тихий, интеллигентный, жена и ребенок, отношение с родителями натянуты, типичный средний американец, на таких рекламные фокус группы отрабатывают. У героя даже имя нейтральное Джон, видишь такого и в голове вердикт – тюфяк тюфяком. Обычно в жизни таких, самое серьезное столкновение с законом – это штраф за парковку, а жизнь улицы ограничена в пределах диагонали домашней плазмы. Но говорят, от тюрьмы и от сумы не зарекайся, Джону предстоит, на собственном горьком опыте убедится в правдивости этих слов.

 

Главное достоинство картины, непредсказуемость, до самых титров, зритель не уверен, чем все дело кончится. Мы порядком отвыкли от таких, в большинстве случаев просмотра современного фильма, зритель уже на начальных титрах протягивает указующий перст, измазанный в попкорне, и уверенно заявляет – убийца дворецкий.  

И думаешь, как он сможет провернуть такое, ему вряд ли такое по силам. И тут в голову лезет лишь одно объяснение, образование, черт возьми, то о чем с детства твердят нам родители. Этот фильм лучший мотиватор стремления к знаниям, пускай сегодня вам не пригодится геометрия или физика, если вы работаете поваром, но жизнь долгая, а судьба порой нелегкая, пускай лежит в памяти, вдруг да пригодится.

За полтора часа экранного времени, с «тихим американцем» происходит значительные изменения, жизнь диктует новые правила, ставит преграды, но и оставляет вешки, которые нужно уметь видеть, уметь ухватится за них. Джон умеет. Всю жизнь сам быть может того не подозревая в нем таился большой потенциал, аккуратно уложенный в организме, как подушка безопасности в машине. Но вот авария, бамс, подушка тут как тут.       

С режиссером Хаггисом вообще штука странная, человек аж с двумя «Оскарами», и отличным послужным списком, мог бы снимать, что он хочет, когда хочет и как хочет, но не снимает. И это странно, быть может, ждет, что-то большое. А может, как ушел от Церкви Сайентологии, громко хлопнув дверью, ищет себя в себе или где-то еще, они там, в Голливуде постоянно, что то ищут. Но потенциал есть, ему бы сесть серьезно поработать, и новый урожай «оскаров» не заставил бы себя ждать.

Кроу в роли Джона как всегда торт, он вообще после «Игры разума» может чудаковатых профессоров колледжей играть с закрытыми глазами, без сценария. А ежели по сценарию прописано, включить в нужный момент Гладиатора, то это вообще полный Максимус. 

Роли остальных более приглушенные, да и большего от них не требуется, зритель не должен надолго отрываться от главного героя, обкатанные актрисы Элизабет Бэнкс и Оливия Уайлд работают ровно на столько, сколько требует контракт. Появляется и исчезает Лиам Ниссон, роль стереотипного вороватого ирландца в кепочке отыграна им без сучка, без задоринки, быть может, потому, что он ирландец, и даром что не пьяный.

Фильм конечно не без пятен, но кто без греха, все в пределах допустимой погрешности. Есть парочка сцен, когда уж Кроу слишком сильно Максимуса включает, есть неудобные моменты, с полицейскими которые ведут себя как божьи одуванчики,  начинают верить каждому преступнику, который говорит, что невиновен. Но сюжет в целом без изъянов, ведет от слова «мотор» до «снято» уверенно, вовремя расставляя все знаки препинания. А что еще нужно для хорошего фильма, субботним вечером, разве что попкорн.