Дайте мне пистолет, я научу их любить Родину! 

Уже который год честные российские кинокритики ломают голову, что за необычная и главное неизлечимая болезнь поразила отечественный кинематограф, зарубежные уже давно забыли о его существовании. Как остановить эту хворь, год от года приобретающую все более пугающие масштабы. И что только не предлагается для излечения, и опыт зарубежных «киноврачей» и полезные припарки «госфинансирования» и костыли «обязательной квоты кинопроката», ничего не помогает. Фильм «Училка» прямое наследие этого болезни, в нем сосредоточены все отвратительные симптомы, что впору помещать в музей эталонов, под названием «так снимать нельзя».   

В этой картине плохо все, актерский состав за исключением, быть может, актрисы главной роли, диалоги, кривой монтаж, отвратительная работа камеры,  диалоги - «no comment». Бывает, что в работе встречаются отдельно подобные компоненты, иногда, в особо тяжелых случаях,  даже несколько вместе, но когда картина буквально состоит из нелепостей нагроможденных друг на друга - это шокирует, сбивает сознание. Трудно сидеть в кинотеатре и вместо просмотра, пытаться привести в чувство рассудок, отказывающийся выстраивать получаемую аудио-видео информацию в логическую цепь. О получении обычного удовольствия  от просмотра, в таком случае, говорить и вовсе не приходится.

училка

Когда то, успевший обрасти мхом гениальности, режиссер самоучка Квентин Тарантино, сказал, что он никогда не пытается снять хорошее кино, но всегда работает, чтобы не снять плохого. «Училка» может стать отличным наглядным пособием, как не надо снимать, каждая минута экранного времени словно призыв – никогда так не делайте, иначе вы будете оплеваны самой историей. Называть это фильмом, можно лишь с большой натяжкой, он словно состоит из цепи оторванных друг от друга грубых кадров, склеенных вместе лишь нахальством монтажной команды.

«Училка» уже успела стать обладательницей «целого ряда престижных российских кинонаград». Увы, вряд ли за высокую культурную ценность картины, фильм просто сыграл на тренде теперь доминирующем в мире отечественного и зарубежного искусства. Тренд называется «кто сильнее и обильнее обольет грязью Россию». Продолжая славные традиции фильм, не стесняясь, врет в лицо зрителю, дескать, и школа у вас отвратительна, и учителя изверги, и школьники просто генетический мусор, и вообще ты Россия у нас - отброс цивилизации, ничего хорошего тебя не ждет. Даже концовка, чересчур радужная, смотрится как глазурь на подгоревшем торте. Все в духе западного воспитания, унижай и оскорбляй, сколько хочешь, но в конце обязательно улыбнись, будь вежлив. 

училка

Как и всякий другой, «псевдодуховный» фильм воображает себя наполненным скрытым символизмом, но и как всякий непрофессионал вместо того, чтобы органично вплавить в линию повествования, их нахально суют в лицо с монотонным объяснением, почему и зачем это сделано. А если соединить это решение с неоправданно растянутым хронометражем, получится совсем тоскливое зрелище. Нужно назвать вещи своими именами, «Училка» просто набор штампов, и выдержек из социальных сетей и форумов, где виртуальные хомячки и диванные солдаты ведут бои местного галактического масштаба по любой политической проблеме. 

Судите сами, в картине присутствуют: проблема российско-украинских отношений, обязательный «черный» кавказец, сопливая «ботанка» со сложными семейными обстоятельствами, пара девок легкого поведения, еще пара школьных оболтусов, классный шут, директор уже не учитель, но эффективный менеджер, дегенеративная секретарша, вконец опустившийся спецназ, шесть человек на весь город. И конечно учительница истории, презрительно называемая здесь «училкой», одетая под немецкого фельдфебеля и для усиления эффекта с повадками таковой. И, казалось бы, обычный урок, быть может, последний в ее карьере, если бы в кадре в один момент не появился пистолет, и понеслась нелепица сюжета.

училка

Удержанием заложников в кино уже никого не удивишь, решили авторы, а давайте будем передавать оружие по рукам, пусть каждый почувствует хоть на минуту, но властителем судеб, какой же ученик выпускного класса откажется побыть в шкуре террориста. Авторы посчитали необычным, наполненным скрытым символизмом, если в жизни, не открывавшие учебник истории ученики, внезапно начинают сыпать знаниями, а с оружием в руках откровениями про себя, одноклассников и вообще философствовать о смысле бытия. Послушать авторов, так вообще, оружие в школе должно быть обязательным атрибутом, отличной учебы и успешной будущей жизни.

Оружие вообще занимает в фильме «особую роль», являясь по задумке тем самым «чеховским ружьем», однако здесь оно сначала стреляет, запуская цепь событий, затем роль его все больше затухает, пока окончательно не теряет всякий смысл для присутствия в кадре. Его место занимает «особенности» душевных переживаний героев, которое удерживает их в запертом классе куда крепче какого-то пистолета.  

училка

Забыть упомянуть о скрытой рекламе в картине, успевшей стать отличительным знаком нашего кинематографа, просто грех. В «Училке» продакт-плейсмент представляет собой не  случайный пролетевший кадр, или даже специальная фиксация на нем… Увы, здесь он вполне может претендовать на одну из ролей, ведь занимает экранного времени по более некоторых актеров.  

Итог, очередное унылое, больное и покалеченное российское кино. В пору уже ставить штамп на упаковке, смотреть лишь с разрешения лечащего врача.