«Вий 3D» отечественный долгострой, сравнимый по времени производства с картиной Германа «Трудно быть богом». Но мытарства с  работой над фильмом окончены, и он явил себя во всей красе на киноэкранах. Рожденный из знаменитого произведения Гоголя, фильм, тем не менее, предпочитает рассказывать свою историю, связанную с оригиналом лишь именами некоторых персонажей.  Стоит только сменить парочку имен, и фильм смело можно было переименовывать, связей с оригиналом проследить невозможно. 

Если у Гоголя история разворачивается вокруг бурсака Хомы Брута и его три дня мытарств с демонической Панночкой, то здесь история английского ученого-картографа Джонатана Грина и его рассказа о путешествии из Европы в Азию восемнадцатого века и его участие в мистических событиях, случившихся в одном из хуторов Западной Европы. 

Фильм похож скорее на графический роман, но здесь это вовсе не недостаток, без примитивности, скорее напоминающий работы Френка Миллера и Тима Бертона. Вообще с  фильмом Бертона «Сонная лощина» картину роднит в целом, как стилизация, так и целый ряд заимствований, очевидные параллели можно провести и с французской картиной «Братство волка». 

вий

Своеобразно показана жизнь Европы и славян, если первые демонстрируют образец цивилизованности, тонкого ума и прагматики, то славяне показаны этакими грязными дикарями, погрязшим в религиозной нетерпимости и мистике. Путешествие Джейсона Флеминга сродни лучу солнца, осветившего тьму русской косности. Знакомство блистательного ученого-европейца с местным туземным населением начинается с традиционной водки, он просит еды, но получает отповедь, то не еда, а закуска, в общем вздрогнем. Но даже в кадре с распитием алкоголя англичанин славянскую бурду не пьет, предпочитает потреблять коньячок из своих запасов, и правда, нечего тонкий желудок тревожить варварским пойлом. 

Славяне, а здесь представлены украинцы, вообще представлены в самом что ни на есть неприглядном свете, в фильме они играют роль ворюг, патологических лжецов, вечно пьяных и  валяющихся в грязи, жадных до денег, готовых убивать и предавать.  Православие здесь выведено в отдельную роль главного злодея, все беды людей проистекают из веры. Противопоставление Запад-Восток преследует картину от первого до последнего кадра, сверкающая чистотой Европа, и задыхающаяся в грязи и вони Россия, образованный иностранец резко контрастирующий с «темными» русскими, его прагматизм и поиск научной истины там, где местные предпочитают видеть происки зла и мистику. 

Добротные каменные дома иностранцев и грубо стесанные деревянные халупы русских крытых кое-как соломой, с дырами в потолках и стенах столь большими, что герои предпочитают пользоваться ими, нежели привычными дверьми. Вся деревня в вечной слякоти, хотя за все время фильм ни разу не было дождя, видимо не просыхает, а может – это  грязь как символ русской души. Одежда европейцев также отличаются от славянского платья, европейцы наряжаются в тончайшее сукно отличной выделки, русские в рваное рубище и шаровары.   

вий

Но все становится на свои места стоит узнать, что картина создавалась американской кинокомпанией «Universal», попытка выставить «Вий 3D» первой, качественной российской фентези не имеют отношения к действительности, это полноценно западный продукт, оскорбляющий славянскую культуру и паразитирующий на ней. 

Символично выглядит сцена в таверне, после обильного возлияния с местными, на глазах у изумленного британца, они превращаются в отвратительных чудищ, словно раскрывая свои истинное обличие. Сцена купания англичанина в бочке тоже попытка навязать обманчивое представление жизни того времени, русские купались в бане, причем чаще, чем делали их современники из Европы. И конечно их вечное пребывание в состоянии клинического алкогольного опьянения, здесь все пьют без продыху и удержу, да оно и неудивительно, Россия представлена здесь страной без надежды на лучшее 

Раздражает постоянное «тысяча червонных» в качестве награды от пана Сотника, другой меры вознаграждения он не знает, раздражает его примыкание перед Отцом Паисием, его неспособность управлять ни своими людьми, ни собственной судьбой. Тогда как в реальности все было ровно да наоборот, человек с его властью уже в первый день попыток навязать ему свою волю, отсек бы безумному попу голову с плеч.

вий

Играя на нотах мистики, фильм делает неожиданный поворот в лице картографа Джонатана Грина, предпочитая дать каждому событию логическое вполне обыденное объяснения, но даже в этом случае оставляет целый ряд необъяснимых вопросов. Как Панночка пролежала в гробу целый год без признаков разложения? Откуда взялись демонические волки, преследовавшие героя в лесу? 

В итоге перед нами очередная неудачная попытка создания «славянского фентези», не придумавшая ничего лучше, как нахватать заимствований из голливудских фильмов схожей тематики. Неплохо реализованная попытка, с отличным визуальным рядом, дорогими спецэффектами, но увы вторичная по своей сути, а значит уже маловесная в плане обогащения отечественной кинокультуры. Откровенный политический заказ картины низводят на нет как отличный визуальный ряд, так и попытку не копировать слепо оригинал, а постараться привнести новую нотку в прочтении старой сказки.

6.3Итог3Сюжет7Съемка7Актеры8Зрелищность