Что такое человек? Право владеть этой планетой, дано ему от рождения высшими силами? или он завоевал его у природы, взял по праву сильнейшего? Имеет ли он право считать себя выше остальных живых существ населяющих Землю, и что будет, если в один прекрасный день какой, либо вид скажет «Хватит! Баста! Мы не ваши рабы». Именно эти вопросы ставит перед человеком новый фильм Руперта Уайта «Восстание планеты обезьян».

Фильм является современной реинкарнацией четвертой части успевшей стать классикой пенталогии «Планета обезьян» по не менее известному роману Питеря Буля. Несмотря на это картина не просто современная калька с оригинала, но самостоятельный и очень качественный проект, от предшественника взяты лишь основы сюжета. 

Сюжет развивается подобно раскручиваемой цепи. Цезарь эволюционирует из зависимого от человека, от «хозяина», существа, до высокоразвитого организма, осознающего собственное «я» и могущего уже не просить свободы, но требовать ее, а ежели в ней ему откажут оставлять за собой право взять ее силой. Это же мы видели в фильме «Двухсотлетний человек» на примере робота, осознание собственного существования неизбежно приведет к конфликту с доминирующей человеческой системой миропорядка. 

Режиссер убедительно доказывает торжество интеллекта над грубой физической силой, момент, когда Цезарь морально подавляет сильнейшего из самцов шимпанзе и принуждает исполнять его волю вообще один из сильнейших в фильме, сила смиряется перед умом, и бывший лидер безропотно раздает печенье по приказу нового вожака. И таких переломных моментов в фильме куча, это и преломление в себе главнейшего из животных чувств – самосохранения, горилла Бак самоотверженно отталкивает Цезаря в сторону, принимая огонь пулемета на себя, и умирает с чувством выполненного долга. Смерть каждой обезьяны вызывает приступы горя и ненависти к жесткости людей, но, несмотря на это, Цезарь пресекает любую попытку расправы над противником, это ли не признак высокоразвитого организма. Он осознает одну непреложную истину вселенной, насилие породит лишь новый всплеск насилия. Но также он понимает, что настоящую свободу нельзя получить в дар, ее можно только завоевать, и он готов положить за это свою жизнь и жизнь соплеменников. 

Несмотря на высокое качество исполнения в фильме нашлось место и довольно нелепым ситуациям и спорным сюжетным ходам. Заражение человечества вирусом Альц-113? Слишком уж избито, можно было бы поднатужиться и выдать что-нибудь поновее, но видимо режиссер не нашел другого способа дать обезьяньему народу фору. Ибо всякому понятно, что если не сократить количество людей в кадре шансы Цезаря одержать над ними победу стремятся к нулю. В одной из сцен солдат с пулеметом перестрелял как куропаток не меньше трети восставших приматов. Но, главный вопрос в другом, ладно согласимся, что Цезарь и остальные обезьяны, подвергшиеся воздействию вируса Альц-113 эволюционировали, но как быть хотя бы с обезьянами, выпущенными из зоопарка могучей гориллой Баком, почему они едва вырвавшись на свободу, начинают вести себя как остальные? Ответа нет.

Хочется сказать, что нибудь про людей, но в фильме людей мало, то есть люди есть, но сказать про них почти нечего, они скорее фон для развития личности Цезаря. Есть хорошие персонажи как, например Уилл, его отец Чарльз, у них Цезарь учится доброте, состраданию. Есть отрицательные, такие как директор лаборатории где выведен штамм Альц-113 Стив Джейкобс или хозяин питомника Хэнк Лэндон, они не жестки, они равнодушны и как лакмусовая бумажка доказывают Цезарю необходимость восстания, необходимость перемен. Есть и главный злодей сын хозяина питомника Додж Лэндон, он катализатор, именного его бесчеловечное и жестокое отношение заставляет Цезаря начать действовать, Додж высекает огонь в Цезаре и в этом же огне ему первому суждено сгореть.

Фильм заканчивается, как и все американские блокбастеры с некоторой недосказанностью, оставляя место для сиквела, и мы надеемся, что он последует. 

Детище Уила Райта однозначно рекомендовано к просмотру, причем просмотру всей семьей, и взрослые и дети могут извлечь полезные истины, доброе отношение к братьям нашим меньшим и  забота о природе. Старик Райт говорит нам, если продолжать считать себя вершиной пирамиды в один день мироздание перевернет пирамиду вверх ногами и тогда человечеству придется испить горькую чашу до дна.