Попросили выразить мнение о воспитании современных девушек... На мой взгляд, актуальная тема, но я, с разрешения читателей, хотел бы расширить ее до включения обоих полов,так как эти темы вытекают одна из другой, и бессмысленно рассматривать их в отрыве друг от друга.  

Тем более что в последнее время наметилась тенденция к смене гендерных ролей, и банально, идя по улице, стало непросто понять, кто перед тобой, потомок Адама или Евы.  

Последние двадцать лет принесли России не только освобождение от «совкового ига», но и стремительное разрушение традиционных институтов общества, еще недавно казавшихся незыблемыми колоссами. Говорят, чем выше стремянка, тем больнее с нее падать. Народы России на собственной шкуре убедились в этом: мы упали, не успев среагировать, упали жестко, носом об землю. Мир поразил вирус глобализации – глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, сейчас ни одна держава не может существовать в изоляции, ни одна культура не может сохранить самобытность," удавка" мирового паука крепко стянула всех в единую охапку. 

По молодой России, еще недавно огражденной от тлетворного дыхания глобализации железным занавесом, был нанесен сокрушительный удар. Принципы жизни актуальные вчера, сегодня подверглись остракизму и осмеянию, как цунами пронеслись по стране с запада на восток «новые ценности», сметая привычные устои. Взросло целое «потерянное» поколение, считающее, что СССР - империя зла, тюрьма народов. Поколение уверенное, что главное в жизни - это успех, мерилом которого являются деньги, во имя достижения успеха все средства хороши: предательство, воровство, убийство. Все оправдано, если приносит прибыль. 

Остальные признаки новой глобальной культуры вытекают из центральной культуры – деньги, деньги, деньги! Нелегко грабить умных людей, давайте уничтожим образование, уничтожим институт семьи и брака, уничтожим культурную уникальность. Вместо книг – телевизор, наполненный насилием, культом стяжательства и развратом, вместо традиционной семьи – всемирная поддержка гомосексуальности как нормы, свободных отношений как нормы, введение законов, при которых жить одному иногда легче, чем с кем-то, легализация и поддержка абортов как необходимости получений удовольствия без потери беззаботности жизни. Нет больше типично мужского поведения, нет традиционно женского, даже война теперь удел обоих полов.  

Лично я понял насколько изменился мир, холодным октябрьским днем в Москве, проходя мимо большого салона красоты с панорамными стеклами... Я застыл в удивлении: за столом сидел мужчина типично кавказской наружности и делал маникюр, он заметил мое ошалевшее лицо и смутился, видимо где-то внутри шевельнулась почти разорванная струна мужской чести. С тех пор много воды утекло, и теперь даже у нас, в Черкесске, много мужчин без стеснения наводит красоту ногтей, волос, кожи и прочее. Но убейте меня, я не могу и до сих пор понять, как вообще в мужской голове может возникнуть мысль о том, как выглядят его ногти.     

Традиционная культура хоть поруганная и разбитая, время от времени пытается сопротивляться, но голос ее тонет в этом бурлящем море, а ее носители подвергаются всевозможным гонениям и преследованиям как со стороны властей, так и общественных движений, проповедующих «новую мораль», а вернее отказ от нее как таковой. Особенно набила оскомину слово новой культуры – "толерантность", то есть терпимое отношение ко всем людям вне зависимости от их национальной, религиозной и культурной принадлежности. Как видим, как будто хорошее слово, терпимость дело хорошее,но вся соль в границах, где должны проходить линии этой самой терпимости? Да простит меня Интернет, но когда крокодил лежит с открытой пастью, антилопе не стоит лезть туда,чтобы посчитать количество зубов.               

Неправильно говорить, что это «западная культура», на самом деле традиционная западная культура консервативна не меньше, чем  восточная, русская или кавказская. Это явление не имеет ни корней, ни истоков, она заражает народы, страны и континенты без особой избирательности. И лишь самые традиционалистские общества пытаются сопротивляться, но пока они держат дверь, беда залезет в окно. Быть может, священные книги были правы, и приближаются большие "разборки" между добром и злом, старым и новым, и в наших руках, кто выйдет из нее победителем.  

Здесь, на Кавказе, падение «железной стены» проявилось, быть может, даже ярче, чем в остальных частях страны. Народы, веками трепетно относившиеся к традициям, в одночасье отбросили ее как старую одежку, лично для меня до сих пор непонятно, как могло все рухнуть так легко, как могли люди предать память отцов, а молодежь без зазрения совести ударится в такую дикость и разнузданность. 

Один мой друг постоянно говорил, что не женится на городской девушке, дескать, они распущены,а на вопрос с чего он это взял, следовал ответ – да по ночам их много он видит, на улицах, в кафе и ночных клубах. Ну не хотел он понимать, что приличные девушки и городские, и сельские не ходят там, где ходит он, и по ночам сидят дома. Этот разговор состоялся чуть меньше десяти лет назад; сегодня требования к молодым стали еще более либеральными, хватит и того, если нет прямых доказательств распутного образа жизни. На самом же деле, как ни парадоксально, поводов обвинить себя в легкомысленном поведении дают больше девушки, да и парни, приехавшие из деревни, нежели городские, и тому есть объяснение. 

Традиционно, чем дальше в глубинку, тем строже нравы, люди живут небольшими группами, вся жизнь соседей на виду, трудно выйти за рамки приличий. Начинается период взросления, идет лом привычного мировоззрения, в голове сумбур, а тут еще в цветном электрическом ящике показывают мир столь резко контрастный серому сельскому быту. И молодежь, как пилигрима к святыне, тянет в большой город, кто-то едет учиться, кто-то завоевывать место под солнцем, города манят таинственным блеском ночных огней, дразнят тайнами, сокрытыми в чащобах бетонных джунглей. На молодых людей из глухих деревень городская жизнь подчас действует подобно удару дубиной по голове, столько возможностей и соблазнов, тут легко пошатнутся и упасть, легко потерять голову.                         

Еще один пример, по моим наблюдениям, нынешняя молодежь стала меньше курить и гораздо меньше пить, что не могло не радовать, оказалось, что и здесь злую шутку сыграл закон сохранения энергии. Молодежь стала меньше пить и курить, потому что возросло число тех, кто перешел на наркотики. Не открою Америку, если скажу, что купить наркотики нынче также просто, как купить сигареты, да здравствует рыночная экономика! Возросло употребление пива и всевозможных энергетиков, описывать здесь их губительное воздействие на молодой организм не буду, в сети достаточно информации, подготовленной людьми, куда более сведущими в этом вопросе. 

Изменилось отношение молодежи к противоположному полу, все табуированное нынче снято, скромность нынче не в тренде. Если представить жизнь молодых людей в виде газетной полосы, то сексуальная жизнь нынче втиснута между заметками о спорте и объявлениями, о сдаче жилья в наем. Не удивительно, что, изучая в школе классику, молодежь хохочет в голос, стеснительные отношения героев книг кажутся им смешными и глупыми, они не могут ни понять их, ни сопереживать, слишком широка пропасть между мировоззрением и  отношением к жизни. 

Как итог, старые коды больше не действуют, новых правил человечество пока не создало, и впереди непростые времена. Когда - то Конфуций сказал,что  не дай вам бог жить в эпоху перемен. Молодежь следует не ругать и даже не жалеть, но пожелать удачи. Именно им предстоит работа по созданию новых традиций, быть может, не таких сложных и строгих, как прежде, но все же  твердо очерченных правил, без которых любое общество обречено на стагнацию и разложение. Анархия, конечно, притягательна для молодых бунтарских сердец, но нового мира с ней не построишь, придется искать иные пути и решения.