Человек живет в эпоху тотальной информатизации, космических полетов и атомной энергии. Но сильно ли он ушел далеко от своего далекого предка? Как изменились его глубинные повадки, традиции, берущие свою основу даже не из языческих представлений окружающего мира, но из куда глубоких, животных психотипов. 

Сегодня забываются многие традиции, еще недавно бывшие устойчивыми спутниками самых высокоразвитых цивилизаций, уходят в тень прошлого. Но даже присыпанные временем, все также продолжают оказывать свое влияние на человеческую жизнь. Одно из самых показательных проявлений подобного древнейшего мировоззрения является так называемое «укрывание имени», табуирование – как защита его носителя от зла, сглаза и порчи. 

Эта традиция в том или ином виде была присуща почти всем народам земли, от Евразии и Африки до двух Американских континентов. Его отголоски мы слышим до сих пор. К примеру, у североамериканских индейцев имя человека всегда было сакральным понятием. Человек получал «истинное имя» при участии духовного наставника - шамана, в присутствии лишь ограниченного количество людей, только самые близкие родственники могли знать его. Имя же за которым его знали в племени было по факту вовсе не имя, но прозвище, вобравшее в себя социальный вес человека, его таланты и дела в миру. В детстве индеец носил – детское прозвище, взрослея - он получал другое «взрослое» прозвище исходя из деяний жизни. Быстро бегал – получил имя, связанное со скоростью, что-то вроде «Быстрый олень», мудр и умен не по годам – могли наречь «Мудрой совой». Но настоящее свое имя индеец по доброй воле никому его не раскрывал. Это служило «оберегом» - защитой от сил зла, которое как считалось, не зная имени не могло навредить носителю.

У народов Евразии существовали схожие обычаи. Укрывание имени, его табуирование, так или иначе, практиковалось всеми народами населяющими огромный континент. Имя человека всегда несло в себе сакральное, колдовское значение, было хранителем, как счастья, так и беды для своего носителя. Так, например, карачаево-балкарцы населяющие горные районы Центрального Кавказа буквально до сегодняшних дней сохраняют обычаи, связанные с именами. Такие как, нежелательность называть детей в доме по имени близких родственников, при чем если у славянских народов существовал точно такой же запрет и касался он живых родственников, то здесь это распространялось и на уже почившую родню. 

Невестке вошедшую в новую семью, запрещается и сегодня, называть по имени, как мужа, так и всех родственников. Мужу можно выдумать прозвище, или обращаться к нему «отец моих детей». Новый человек входящую в семью вносит некий хаос в энергетику дома, отсюда нежелание разрешить использовать имена, дабы не внести разлад в дом и семью.  

имя

Особенно необычно выглядит факт укрывание имен не только людей, но и животных, как духовных прародителей. Славяне считают своим предком «хозяина леса» - медведя. «Медведь» ведь не настоящее имя животного, суть прозвище, по факту обозначающее его животный атрибут. Медведь - «ведающий медом». Истинное имя его - «Бер», но укрывание его имени в исторической перспективе, привело к постепенному забвению имени истинного. От имени «бер» берут свое начало слова «бурый» - как обозначение животного, «берлога» - логово бера, понятно без пояснений, «оберег» - защита бера, заступничество перед силами зла силой тотемного животного.

Особенно интересно, что имя «Бер» используют и многие другие народы Европы, как германского, так и англосаксонского происхождения. Но они, не считая его своим тотемным животным, оставляют право называть его непосредственно по имени. Название города «Берлин» также происходит от слова «бер», что подтверждает и герб, на котором изображен «медведь». Возникает вопрос, а не славянское ли имя носит в себе столица Германии. Что не лишено смысла, ведь эти места, когда-то населяли славяне, позже растворившиеся среди германцев. Возможно именно об этих людях осталось в народе выражение «Иван родства не помнящий».

Точно такое же, укрывание имени своего тотемного животного-предка встречается среди вышеназванных горцев Кавказа. Карачаево-Балкарцы считают таковыми двух животных – волка и барса. Истинное имя волка «бёрю» (схожесть имени со славянским «бер» заслуживает отдельного исследования) укрывалось, зверя называли множеством других имен и прозвищ, самое известное из которых «джанлы» - буквально «носитель души».  Барс же уже носит в себе тюркское имя «барыс», но у Карачево-Балкарцев укрывался и назывался «алан» - светлый.

И таких свидетельств укрывания, табуирования имен встречается великое множество. Например, в жизнь славян христианство принесло такой обычай как запрещение поднимать с земли чужой оброненный нательный крестик, так и принятие таковой вещи в дар. Считается, что с крестом человек принимает на себя тяжесть грехов его носителя, «нести на себе чужой крест». Но и до христианства существовали иные запреты – как такое «не меняться ни именами, ни шапками». Считалось, что это все равно, что поменяться судьбами. Это могло привести к крайне негативным последствиям, как для духовного, так и физического состояния человека.

Многие традиции уходят в прошлое, многое из прошлого живет и сегодня, бок о бок с человечеством пусть и вошедшему в мир технократического будущего, но неосознанно остающегося привязанным к далекому предку, выводившему на стенах пещеры первые изображения животных считая себя частью окружающего мира.